Происхождение Рьюгу

Александр Гурьянов

Исследовательская группа из десятков японских ученых под руководством доктора Эри Татсуми из Токийского университета недавно уточнила гипотезу происхождения астероида Рьюгу, изучая оптические характеристики его поверхности. Считается, что этот астероид представляет собой компактную «кучу щебня», то есть состоит из слабо связанных валунов и более мелких кусков пород, которые слились воедино в результате их аккреции десять — двадцать миллионов лет назад. Это подтверждено измерениями массы и плотности астероида, доказывающими его высокую пористость.

Угольно-черная поверхность Рьюгу состоит в основном из пород с большим содержанием углерода и воды. Однако оказалось, что на астероиде встречаются мелкие «камни» более светлой породы. Суммарно они занимают менее процента его площади, но их вкрапления хорошо заметны на темном фоне. Оптические спектры светлых пород можно подразделить на два плавно переходящих друг в друга класса. Первый гладкий и соответствует усредненному спектру астероида. Спектры также соответствуют углистым хондритам, изменившимся под действием высоких температур. Второй спектральный класс характерен для обычных хондритов, считается, что они происходят от астероидов с безводными породами, которые содержат много силикатов. Напомним: хондриты — это наиболее распространенный материал, из которого состоят метеориты. Они характеризуются наличием небольших силикатных включений в форме шариков, хондр. В углистых хондритах много железа и есть связанная вода, в обыкновенных железа меньше, а воды нет совсем.

Эти данные позволили сделать вывод о том, что Рьюгу родился после того, как небольшое силикатное тело врезалось в крупный родительский углеродный астероид. Выбитые ударом осколки затем вновь собрались в компактное тело и сформировали Рьюгу с долей материалов, соответствующей соотношению размеров столкнувшихся тел. Японские ученые надеются, что изучение проб грунта, которые «Хаябуса-2» сбросит на Землю уже шестого декабря 2020 года, позволит проверить их выводы и прояснить вопрос о происхождении Рьюгу.

(Nature Astronomy Letters, 2020, 9)