Пептиды заменят бормашину

Курамшин А.И.
(«ХиЖ», 2018, №6)

Исследователи из Университета Вашингтона разработали удобный подход к лечению зубов. Суть его в том, что для восстановления эмали зубов и лечения кариеса будут применяться белковые молекулы («ACS Biomaterials Science and Engineering», 2018, doi: 10.1021/acsbiomaterials.7b00959).

pic_2018_06_10-2.jpg
Биомиметическая технология восстановления зубной эмали с помощью пептидов

Как отмечает руководитель исследования профессор Мехмет Сарикайя, направляемая пептидами реминерализация зубной эмали — хорошая альтернатива существующим в наше время способам лечения кариеса, и, думаю, что многие читатели, которых заставляет нервничать визг бормашины, согласятся с ним.

Кариозное поражение зубов нельзя назвать мелким неудобством — в соответствии с информацией Всемирной организации здравоохранения, от кариеса страдают практически все возрастные группы, и болезни зубов зачастую становятся причиной заболеваний внутренних органов. Помимо этого, прямые и косвенные расходы на лечение кариеса ложатся тяжелым финансовым бременем на отдельных граждан и всю систему здравоохранения.

Бактерии, живущие в полости рта, перерабатывают сахарозу и другие углеводы, и образующиеся при этом кислоты деминерализуют зубную эмаль. На ранних стадиях разрушение эмали протекает практически безболезненно, однако более глубокое повреждение эмали и находящегося под ней дентина приводит к серьезным проблемам, и, если вовремя не вылечить зуб, его можно потерять. Потеря или удаление зуба, в свою очередь, грозит серьезными последствиями для оставшихся зубов и десен, равно как и в целом для здоровья пациента, а в некоторых случаях и для его жизни. Конечно, лучший способ борьбы с кариесом — профилактика, но все наши зубные пасты, щетки и нити, хотя и снижают риск развития кариеса, не предотвращают его полностью.

Для разработки нового метода лечения зубов исследователи из Университета Вашингтона использовали информацию о принципе работы белков, регулирующих формирование зубов. Ключевым ингредиентом новой технологии стали производные амелогенина — белка, принимающего участие в формировании зубной эмали. В ходе лечения эти производные белка позволяют восстановить минеральную структуру естественной эмали зуба. За одно применение нового препарата удается восстановить слой эмали толщиной 10—50 мкм.

После окончательной доработки новый препарат можно будет добавлять в биомиметические зубные пасты, гели, растворы для полоскания — все эти средства гигиены полости рта обеспечат не только профилактику кариеса, но и его лечение. Новый подход позволит ежедневно восстанавливать и упрочнять эмаль зуба; ожидается, что он будет безопасным и для взрослых, и для детей.

Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 6/2018) на с. 10 — 11.

07.10.2022 14:00:00

Исследователи из Университета Британской Колумбии создали медно-цинковое нанопокрытие, которое помогает быстрее уничтожать бактерии по сравнению с чистой медью. Ученые надеются, что скоро в больницах такие покрытия появятся на дверных ручках и кнопках лифта, к которым чаще всего прикасаются персонал, пациенты и посетители.