«Химия и Жизнь», Май 2003

В номере:

Будь здоров, читатель, или Как работают лекарства
Москалев Е.В.
  Болезни и лекарства
О том, какие изменения претерпевает молекула лекарства от начала до конца своего пути в организме.
Полиэлектролиты на службе мира и на тропе войны
Комаров С.М.
  Технологии и природа
Что общего между «интеллектуальной» почвой и вакциной от гриппа «Гриппол»? То и другое содержит полиэлектролиты.
Гироскоп в колене
Лешина В.
В строении человеческого тела еще много неизведанного, утверждают ученые, и не без оснований. Внутри приятной округлости, именуемой коленкой, они обнаружили сложнейший датчик, который нуждается в самом бережном отношении.
Новости РХТУ: скальпель, стена и удивительные краски
Максименко О.О.
Керамический нож для хирурга, теплые стены из битого стекла, краска вместо термометра — все это придумали и разработали в РХТУ им. Д.И.Менделеева.
Ткань будущего: ингредиенты известны
Рындина О.
Уже следующей зимой на рынке появится новая «умная» ткань «Вармтех», куртки из которой будут не толще ветровки, а греть - как пуховик. Правда это породит серьезную психологическую проблему. Ведь в сознании людей прочно сидит стереотип: чем материал теплее, тем он толще.
Химия на своем месте
Сироткин О.С.
На данный момент в химии как науке нет единства, нет фундаментальной основы, и «виновата» в этом - физика.
Игра чисел или температурный порог жизни?
Чернов Р.В.
Температурный порог жизни и средняя температура плавления органических веществ оказались рядом, вблизи 85°С.
А.Г. Гурвич: подлинная история биологического поля
Гавриш О.Г.
Впервые понятие о биологическом поле ввел А.Г.Гурвич в начале XX века.
Невидимое сияние Земли
Вилор Н.В.
Земля хранит огромный запас тепла - того тепла, которое уже потеряно замерзшей Луной и полузамерзшим Марсом. В течение последних миллионов лет внутреннее тепло планеты проникает к ее поверхности в виде извержений вулканов, пепло-газовых "дымов" и воды горячих источников. Кроме того, оно передается по горным породам к дну озер, морей и океанов, и далее - конвекцией воды. В итоге тепло, поступающее на поверхность Земли, излучается в космос; это излучение может быть измерено и изучено.
Бегство от одиночества. Часть 2
Панов Е.Н.
«Химия и Жизнь» продолжает печатать главы из книги Евгения Николаевича Панова, доктора биологических наук, профессора, академика РАЕН.
Что растет в Хибинах?
Вехов Н.В.
Действительно, что может расти в суровом климате гор? Но владения Полярно-альпийского ботанического сада-института Кольского научного центра РАН (ПАБСИ) показывают, что и на севере можно создать настоящий южный рай.
Инструменты для технологии жизни
Литвинов М.
Рецензия на книгу Б.Глика и Дж.Пастернака «Молекулярная биотехнология. Принципы и применения», в которой вкратце рассказывается история биотехнологии и говорится о том, какие проблемы — этические, правовые, экономические и социальные — могут встретиться на пути исследователя и как их решать.
Заместитель человека
  Жертва науки
И на охоте, и в науке, и на Земле, и в космосе людям помогают собаки. Всегда и везде они остаются верными спутниками и защитниками человека: идут впереди и проверяют, безопасен ли путь.
Еще о квартирном вопросе

15.10.2021 17:00:00

…взрослые люди с аутизмом, умственно неполноценные и страдающие расстройствами психики подвержены большему риску подцепить COVID-19 и тяжелее переносят болезнь, если это случилось…

…освещенность живота во время беременности сказывается на развитии мозга эмбриона – чем больше света, тем лучше

…креативная деятельность оказывает нейропротекторный эффект в пожилом возрасте

08.10.2021 17:00:00

Отчего люди голодают в засушливых районах планеты вроде африканского Сахеля? Да от того, что потепление климата ведет к засухе, опустыниванию и потере урожая, скажет всякий. И будет не прав.

23.09.2021 20:00:00

Высокая озабоченность людей глобальным потеплением скорее связана с высоким уровнем их достатка, чем с масштабом грядущих климатических неприятностей на территории их проживания.

08.09.2021 17:00:00

…иммунная система борется с инфекциями с разной интенсивностью в зависимости от времени суток…

…чрезмерное пристрастие к кофе приводит к уменьшению объёма мозга и увеличивает риск развития деменции и инсульта…

…обнаружена значительная корреляция между моментом инерции барицентрического движения Солнца и изменениями среднегодовой температуры Мирового океана в местах основных океанических течений…

24.08.2021 17:00:00

Время от времени китайцы пускаются в путешествия: кто в поиске лучшей доли, кто для удовольствия. Кто они, те китайцы, что едут в РФ в последние 30 лет? Подробное исследование провел социолог из Южно-Уральского университета А.А. Авдашкин.