«Химия и Жизнь», Август 2000

В номере:

ГенЭтика: что заботит Европу, а что - Россию
Янковский Н.К.
  Размышления
Разрабатывая этические и правовые аспекты использования генетической информации, нужно обсуждать эти вопросы с учеными-генетиками, социологами, юристами, священнослужителями, работниками социальной сферы, представителями СМИ и, что очень важно, рядовыми гражданами, которым должна быть доступна достоверная информация о возможностях науки.
Вакцина от рака
Белоконева О.С.
В экспериментах на мышах вакцина на основе гена TAG-7 показала неплохие результаты. Особенно успешными были эксперименты по профилактике меланомы: после вакцинирования раковая опухоль не прививалась вовсе! Новая вакцина дала хороший эффект и при лечении злокачественной опухоли молочной железы: около 25% мышей удавалось вылечить полностью.
Как размножается ДНК
Полищук А.М.
Краеугольная проблема биологии: как организм регулирует удвоение (репликацию) ДНК. Действительно, поскольку она контролирует развитие организма, то ее избыток или недостаток может серьезно нарушить развитие и привести к физической или репродуктивной гибели. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы при каждом клеточном делении количество ДНК удваивалось предельно точно.
Последние мамонты Русской равнины
Мащенко Е.Н.
Крупнейшая в мире коллекция севских мамонтов, включающая почти 4000 костей, пять скелетов детенышей разного возраста и два скелета взрослых мамонтов, уникальна и неоценима при исследовании возрастных и популяционных особенностей мамонтов конца плейстоценового периода. Таким собранием не обладает ни один палеонтологический музей мира.
Лазерная стереолитография
Возможности лазерной установки огромные - за год на ней можно выращивать тысячу черепов, примерно столько, сколько требуется нашим медикам.
Энтомолог в музее
Нацкий К.В.
  Странички из дневника
Больше всего хлопот нашему музею доставила моль - она испортила сотни ковров, шерстяные вещи и обувь в отделе ткани и костюма. Фонды там измеряют тоннами, к тому же все это плотно утрамбовано в шкафах, сундуках и на полках. Помню, как обидно было видеть дырочки, проделанные личинками моли на цветной редчайшей мерлинской шали Лидии Руслановой.
Незаметные полчища
Авдонин В.
Если вы отдыхаете где-нибудь в Крыму или на Кавказе и осторожно ступаете по мягкому водорослевому ковру, выбирая лучшее место для купания, не забывайте, что под ногами у вас копошатся полчища хищных голодных клещей. Только не стоит пугаться: для человека эти клещи совершенно не опасны - мы для них слишком большая добыча.
Быль про русский окопник
Садовский А.С.
Для нас окопник - всего лишь лекарственный, отчасти съедобный многолетник с подозрением на ядовитость. Однако, химический состав окопника столь уникален, что это растение заслуживает более пристального внимания. История его сосуществования с человеком сложилась под влиянием случайных, субъективных и отчасти политических факторов.
"Я - дилетант-рецидивист!"
Булычев Кир
  Проблемы и методы любви
Любимая, прошу прощенья,
Что вызываю отвращенье.
Надену нимб, сниму рога -
И нету образа врага!
Но если даже в этом случае
Увижу - сердце не открыто,
Чем потерять тебя,
Уж лучше я
Сниму копыта.
В дыму отечества
Фащук Д.Я.
Зарисовки из жизни доктора географических наук.
Как отличить науку от псевдонауки, или Черты научного мышления
Левицкий М.М.
  Размышления
Спорить с людьми, убежденными на уровне веры, бесполезно. Убеждать можно лишь тех, чье мировоззрение только формируется, поэтому, борясь с лженаукой, надо обучать молодое поколение. Вероятно, студентам и аспирантам естественнонаучных специальностей следует изучать не только общую философию, но и проходить усиленный курс философии естествознания, построенный на истории науки, закономерностях ее развития, и критическом анализе тех удивительных открытий, которыми постоянно снабжают нас СМИ.

15.10.2021 17:00:00

…взрослые люди с аутизмом, умственно неполноценные и страдающие расстройствами психики подвержены большему риску подцепить COVID-19 и тяжелее переносят болезнь, если это случилось…

…освещенность живота во время беременности сказывается на развитии мозга эмбриона – чем больше света, тем лучше

…креативная деятельность оказывает нейропротекторный эффект в пожилом возрасте

08.10.2021 17:00:00

Отчего люди голодают в засушливых районах планеты вроде африканского Сахеля? Да от того, что потепление климата ведет к засухе, опустыниванию и потере урожая, скажет всякий. И будет не прав.

23.09.2021 20:00:00

Высокая озабоченность людей глобальным потеплением скорее связана с высоким уровнем их достатка, чем с масштабом грядущих климатических неприятностей на территории их проживания.

08.09.2021 17:00:00

…иммунная система борется с инфекциями с разной интенсивностью в зависимости от времени суток…

…чрезмерное пристрастие к кофе приводит к уменьшению объёма мозга и увеличивает риск развития деменции и инсульта…

…обнаружена значительная корреляция между моментом инерции барицентрического движения Солнца и изменениями среднегодовой температуры Мирового океана в местах основных океанических течений…

24.08.2021 17:00:00

Время от времени китайцы пускаются в путешествия: кто в поиске лучшей доли, кто для удовольствия. Кто они, те китайцы, что едут в РФ в последние 30 лет? Подробное исследование провел социолог из Южно-Уральского университета А.А. Авдашкин.