Ждать ли милостей от природы

Виктор Вагнер
(«ХиЖ», 2017, №1)

2017_01_30.jpg

На протяжении многих тысячелетий человек милостей от природы старался не ждать. Были ресурсы и рабочая сила на то, чтобы прорыть канал, и канал копали. Другое дело, что люди далеко не всегда понимали, как правильно орошать почву, и на месте древних городов, подобных Вавилону, теперь засоленная пустыня.

По мере того как росла техническая мощь человека, росли и масштабы разрушений, которые причиняли не слишком продуманные попытки преобразования природы. Апофеозом этой тенденции, видимо, следует считать уничтожение Аральского моря, которое из-­за разбора стока питающих его рек на орошение хлопковых полей высохло за вторую половину прошлого века практически полностью (см.фото).

К концу ХХ века в развитых странах увлечение глобальными проектами преобразования природы сошло на нет. В 80-­х годах в СССР проект переброски стока северных рек был с негодованием отвергнут общественностью, поскольку негативные экологические последствия представлялись более существенными, чем ожидаемая польза. Казалось бы, эпоха огромных каналов миновала и в дальнейшем будут использоваться более щадящие землю методы перевозки грузов и орошения полей. Хотя, например, в США примерно тогда же, когда общественность в СССР боролась с переброской северных рек, был построен 400­-километровый канал Тенн­-Том, против которого тоже было немало возражений. Но оказалось, что этот канал обеспечивает дешевым транспортом две трети месторождений угля США и территории с огромными лесными ресурсами.

Начало XXI века ознаменовалось появлением ряда крупных проектов, как ирригационных, так и судоходных. Например, стряхнули пыль с проекта Никарагуанского канала, который должен соединить Тихий океан с Атлантическим и обеспечить проводку более крупных судов, чем существующий Панамский канал. Один из главных инвесторов этой стройки — Китай. Становясь мастерской мира, он нуждается в дешевом транспорте для экспорта своих товаров. А те корабли, которые может пропустить построенный более ста лет назад Панамский канал, по нынешним временам уже не такие и дешевые.

Если европейские страны могут позволить себе ограничить масштабные проекты преобразования природы на своей территории, поскольку население у них не растет или даже сокращается, а дорожная сеть достаточно развита, то страны Азии и Африки находятся в другом положении. В тех странах, где это позволяет экономика, рассматриваются и реализуются крупномасштабные ирригационные проекты.

Например, есть целых три проекта переброски воды из Янцзы на север Китая, где климат более засушливый. Первый — Восточный путь, по трассе построенного еще в XIII веке Великого канала, проходящего вдоль побережья, — этот канал может обеспечить водой наиболее густонаселенные прибрежные территории, однако вода в низовьях Янцзы сильно загрязнена. Строительство этой системы должно было закончиться в 2013 году, но из­-за возникших сложностей затянулось. Центральный путь обеспечит водой Пекин. Он тоже уже построен. И наконец, западный путь должен оросить пустыни северо-­запада Китая водой из верховьев Янцзы, Брахмапутры и Меконга. Этот проект еще не начал реализовываться, и он вызывает закономерные возражения стран Индо-китая, Мьянмы, Индии и Бангладеш, хозяйство которых сильно зависит от воды низовьев этих рек.

У Индии есть свои планы на эту воду. Проект связи индийских рек (Indian Inter­link project) предусматривает транспортировку воды Брахмапутры на юг вплоть до реки Годавари. Что вызывает законное беспокойство в Бангладеш, куда эта вода попадает естественным путем.

Индийский проект связи рек — видимо, самый масштабный из реализуемых в настоящее время ирригационно­судоходных проектов. Успехи Индии в борьбе с ростом населения несколько скромнее, чем у Китая, где принятые меры привели к такому замедлению темпов роста, что недавно оказалось возможным ослабить строгость, с которой проводился в жизнь принцип «Одна семья — один ребенок». Поэтому для Индии прирост площадей орошаемых земель и доступность хорошей питьевой воды в городах имеют несколько большее значение, чем для Китая.

Еще один интересный масштабный ирригационный проект — «Великая Рукотворная Река». Это не канал, а система труб­водоводов, строившаяся в Ливии в период правления Муамара Каддафи, которая должна была оросить огромные территории водой из подземных бассейнов в южной части страны. Существовали планы переселения в Ливию, где живет всего около 6 миллионов человек, нескольких миллионов безземельных крестьян из перенаселенного Египта, в котором обитает более 100 миллионов человек.

Сейчас Египет, в древние времена бывший великой сельскохозяйственной державой, а в эпоху Римской империи житницей Средиземноморья, — очень крупный импортер продовольствия. Несмотря на такие проекты, как строительство Асуанской плотины, площадь пригодных для земледелия земель там со времен фараонов выросла незначительно, а вот численность населения — на несколько порядков. Но как раз тогда, когда сахарская вода дошла до Триполи, началась «арабская весна», и сначала был отстранен от власти египетский президент Мубарак, поддерживавший проект, а потом свергнут и убит основной его вдохновитель, полковник Каддафи.

Таким образом, мы видим, что в XXI веке, как и в древние времена, орошение земель — фактор большой политики. И хотя основные крупномасштабные проекты переместились из развитых стран в развивающиеся, отказа человека от смелых преобразований природы с целью спасения от голода не предвидится.

2017_01_31.jpg

Если же оправдаются прогнозы ученых, предсказывающие на ближайшее время радикальные изменения климата, независимо от того, имеют эти изменения техногенную или естественную природу, не исключено, что для сохранения продуктивности сельского хозяйства в развитых странах придется вернуться к крупным ирригационным проектам и там.

В середине XX века рассматривались проекты крупных искусственных сооружений, основной целью которых было изменение климата. Например, плотины через Берингов пролив, которая откачивала бы воду из Северного Ледовитого океана в Тихий, усиливая таким образом приток теплой воды из Атлантики и смягчая климат Арктики. Однако подобных проектов мы, скорее всего, в ближайшее время не увидим, поскольку климатические последствия просчитывать умеем достаточно плохо и почти всегда найдутся как положительные, так и отрицательные последствия от любого изменения.

Иное дело — орошение или создание водных транспортных путей. Здесь выгода всегда наглядна, выгодополучатели очевидны, а вредные последствия можно пытаться минимизировать, например построив вместо канала трубопровод, как в Ливии. С другой стороны, желание получить двойную выгоду, и орошение и транспорт одновременно, часто заставляет принимать решения, которые оказывают сильное воздействие на природу и вызывают нарекания соседей, как в индийском проекте соединения рек.


Разные разности
(«ХиЖ» 2024, №10)
Парадокс золотых самородков
Недавно австралийские ученые решили повнимательнее присмотреться к кварцу, в котором зарождаются золотые слитки. Какие у него есть необычные свойства? Одно такое свойство мы знаем — способность под давлением порождать пьезоэлектричество. Так, мо...
(«ХиЖ» 2024, №10)
Пишут, что...
…за четыре года, прошедших с момента возвращения «Чанъэ-5» на Землю, ученые проанализировали доставленный лунный грунт и нашли в нем минерал (NH4)MgCl3·6H2O, который содержит более 40% воды… …у людей с успешным фенотипом старения, то есть у до...
(«ХиЖ» 2024, №9)
Лучшее дерево для города
Немецкие ученые обследовали 5600 городских деревьев и их взаимодействие с окружающей средой. На основе этих данных исследователи создали интерактивную программу «Городское дерево». Она учитывает местоположение, состояние почвы и освещенность в&n...
(«ХиЖ» 2024, №9)
Потепление замедляет вращение Земли
Нам всем кажется, что время ускоряется. А на самом-то деле — наоборот. Оказывается, Земля замедляет вращение вокруг своей оси. И виной тому — глобальное потепление.