«Mayflower»: 400 лет спустя

Александр Гурьянов

В 1620 году английский парусный галеон «Mayflower» с пилигримами на борту отправился из Старого света в Новый. После выхода из британского Плимута он успешно пересек Атлантику и, проделав путь длиной в 4400 километров, достиг гавани в Новой Англии, ныне штат Массачусетс. Здесь пришельцы основали Плимутскую колонию, которая стала одной из первых, созданных переселенцами из Британии.

До «Mayflower» многие экспедиции на парусных судах просто не достигали своих целей, да и жители колоний нередко поголовно вымирали от голода в первый же год после прибытия. Впоследствии парусник, название которого дословно переводится как «Майский цветок», стал регулярно совершать торговые вояжи.

Недавно другое судно с тем же названием проделало аналогичный путь, правда, вместо побережья штата Массачусетс оно прибыло в канадский город Галифакс. И на судне принципиально не должно было быть ни одного человека.  Дело в том, что автономное плавание судна «Mayflower» стало кульминацией многолетнего совместного проекта фирмы IBM и некоммерческой организации ProMare, занимающейся изучением морей и океанов. Автономный тримаран стал первым кораблем под управлением искусственного интеллекта.

Тримаран имеет 15 метров в длину и способен развивать скорость в 20 км/ч. Его бортовое электропитание обеспечивают солнечные батареи. На корабле шесть видеокамер, а также разнообразная аппаратура с полусотней датчиков для определения температуры, солености, акустических свойств и т. д. Во время дальнего похода судно собирало научные данные о влиянии климатических изменений и загрязнений на океан и его обитателей. Цель — изучить возможные методы защиты океанов.

IBM и ProMare совместно разработали софт для управления кораблем без капитана. Для тренировки ИИ и программ оптимизации работы силовой установки судна инженеры использовали петабайты информации. ИИ пришлось прокладывать свой тысячекилометровый путь в тяжелейших погодных условиях. Одновременно сотни датчиков корабля собирали данные об океане, анализировали их и круглые сутки выдавали адекватные ситуации команды управления для беспилотного тримарана. Задача состояла в том, чтобы научить его быстро реагировать на меняющуюся обстановку на море так, как это обычно делают люди в критических ситуациях. Иногда ИИ корабля должен был принимать решения буквально за доли секунды. Испытания показали, что корабль полностью готов к эксплуатации в самых жестких условиях.


mas400.com

Разные разности
Наука и техника на марше
В машиностроении сейчас наблюдается оживление. И то, о чем пойдет речь в этой заметке, это лишь малая толика новинок в области специального транспорта, который так необходим нам для освоения гигантских территорий нашей страны.
Пишут, что...
…даже низкие концентрации яда крошечного книжного скорпиона размером 1–7 мм (Chelifer cancroides) убивают устойчивый больничный микроб золотистый стафилококк… …скрученные углеродные нанотрубки могут накапливать в три раза больше энергии на еди...
Мамонты с острова Врангеля
Остров Врангеля открыл в 1707 году путешественник Иван Львов. А в конце XX века на острове нашли останки мамонтов. Их анализ показал, что эти мамонты дольше всего задержались на Земле. Но почему же они все-таки исчезли?
Марс: больше ударов метеоритов, чем предполагалось
Каждый год на Землю падает около 17 тысяч метеоритов. Замечаем мы их редко, потому что большинство из них сгорают в атмосфере Земли. Интересно, а как дела обстоят на Марсе, где атмосфера в сто раз тоньше и более разреженная? Значит ли это, что н...