Самозваная королева Мангустин

Н. Ручкина

pic_2019_01_48.jpg

Художник П.Перевезенцев

Нам этот плод известен как мангустин, его сироп широко рекламируют в качестве средства для похудения. Его также называют мангостаном и мангостином, а по-латыни — Garcinia mangostana L. Свое родовое имя он получил в честь французского путешественника и собирателя растительных коллекций Лорана Гарцина (1683–1752), а мангостан — одно из его традиционных имен. Это вечнозеленое дерево высотой до 25 метров, растущее в тропиках Юго-Восточной Азии, причем дерево чрезвычайно капризное.

Мангустин — двудомное растение, то есть женские цветки должны быть на одних деревьях, а мужские — на других. Однако мужских деревьев днем с огнем не сыскать, и опылять цветки нечем. Приходится женскому цветку обходиться без оплодотворения. Такой способ размножения называется агамоспермией. В результате образуются плоды размером с небольшие мандаринчики. Они покрыты толстой, несъедобной темно-красной кожурой, под которой находится белая нежная мякоть, разделенная на четыре — восемь долек. Внутри каждой дольки есть семя, однако, поскольку мангустин — плод бесполого размножения, из этих семян вырастет клон материнского дерева. Если вырастет, конечно. Семена мангустина очень капризны и погибают, как только высохнут. Поэтому их хранят во влажной среде, где они немедленно прорастают. Семена мангустина плохо усваивают питательные вещества из почвы, и для нормального развития им нужна микориза. Кроме того, его саженцы очень требовательны к освещенности и влажности. В первые два года им нужна низкая освещенность. В тропическом лесу они часто остаются в тени других деревьев дольше этого срока, тогда их развитие задерживается и плодоносить они начинают в десятилетнем возрасте, а то и позже. В питомнике, где растениям обеспечивают идеальные условия, плоды образуются уже на шестой год.

Такое капризное растение очень сложно было вывезти в Европу. Приходилось оборудовать суда теплицами, поддерживать там специальные условия, защищать сеянцы от вредителей. Тем не менее первые мангустины появились в Европе в конце XVII века. Однако они так и остались диковиной, и мангустин растет в основном в своих родных местах. Плоды едят в свежем виде, консервируют, отжимают сок. Иван Александрович Гончаров, который пробовал мангустин во время своего кругосветного путешествия на фрегате «Паллада» (1852–1855), описывает его вкус как поразительно свежий, тонкий и сладкий, с легкой кислотой. Британский путешественник и собиратель растений Фредерик Уильям Бербидж (1847–1905) ел мангустины на Борнео, плоды напомнили ему вкус лучшего нектарина с добавлением клубники и ананаса.

Кисловатая сладость мякоти возникает из-за обилия кислот, рН около 3,5, что компенсируется высоким содержанием сахара (2,4% фруктозы, 10,0% сахарозы, 2,2% глюкозы). Мякоть составляет чуть меньше трети плода, остальное приходится на кожуру и семена. Кожура горькая, потому что в ней много танинов. Они обладают вяжущим действием. Возможно, поэтому кожуру мангустина традиционно использовали как лекарство при дизентерии, диарее и сходных проблемах. А еще отваром кожуры и семян лечили инфекции мочевыводящих путей и цингу, пили его как жаропонижающее.

Недавно сок мангустина и содержащие его пищевые добавки заинтересовали ученых. Они обнаружили в экстракте мангустина множество биологически активных веществ. Среди них преобладают ксантоны, которых выделили не менее 68, главный из которых альфа-мангостин (α-МГ). По-английски он называется α-mangostin, а сам плод — mangosteen.

Действие α-МГ и других ксантонов активно исследуют, преимущественно на культурах клеток, мышах и крысах. На основании этих экспериментов мангустин сочли перспективным лекарством от нескольких видов рака, антибактериальным и противомалярийным средством, препаратом, помогающим от ожирения, диабета и ревматоидного артрита. В последнее время мангустин используют и в косметике, потому что он якобы замедляет старение, разглаживает морщины, выводит прыщи и поддерживает естественную влажность кожи. А еще он защищает нейроны при болезни Альцгеймера.

Возможно, мангустин действительно содержит полезные соединения, которые помогут при некоторых заболеваниях. Но пока, к сожалению, у исследователей нет оснований делать такие заявления.

Например, упование на антимикробные свойства α-МГ основаны на том, что ксантон связывается с бактериальной мембраной, тем самым создавая потенциальную возможность предотвращать размножение бактерий, устойчивых к лекарствам.

В культурах опухолевых клеток экстракт мангустина и его ксантоны вызывают апоптоз и аутофагию — дегенерацию органелл, которая происходит в лизосомах. Его экстракт подавляет способность раковых клеток к адгезии и миграции, поэтому исследователи утверждают, что мангустин препятствует развитию метастазов. Впрочем, есть единичные эксперименты на мышах, которым перевивали карциному. Экстракт мангустина увеличил выживаемость мышей и уменьшил размер опухолей. Однако этих результатов явно недостаточно, чтобы говорить о новом онкологическом препарате.

Грубый экстракт мякоти мангустина и некоторые его производные, введенные мышам в желудок, существенно снижали их чувствительность к химическим и термальным ожогам, смягчали воспалительные реакции при артрите и отеке уха, замедляли эрозию хряща улучшали биохимические показатели при системной волчанке.

У крыс-диабетиков, которым разрушали стрептозотоцином бета-клетки поджелудочной железы, α-МГ нормализует уровень глюкозы в крови, увеличивая количество бета-клеток, спасает крыс-диабетиков от половой дисфункции, увеличивая количество и подвижность спермы, усиливает кровоснабжение сетчатки и снижает артериальное давление. Но это все единичные исследования, к тому же результаты, полученные на животных, нельзя автоматически экстраполировать на человека. А что касается ожирения, с которым мангустин якобы призван бороться, то эксперименты, в которых мышей и крыс заставляли бы худеть, не проводили. Исследователи просто отмечают, что экстракт плода и его ксантоны регулируют глюкозный и липидный метаболизм.

К сожалению, у ксантонов низкая биодоступность, то есть они плохо всасываются в кишечнике. По некоторым данным, полученным на клеточной модели, всасывание можно улучшить, поедая мангустин с чем-то жирным. В задачу авторов той работы не входило изучение влияния экстракта мангустина на липидный обмен.

Что касается клинических испытаний, их практически нет. В одной работе 84 дамы, страдавшие ожирением, в течение восьми недель получали плацебо или примерно по 89, 177 или 266 мл сока дважды в день (исследователи отмеряли сок в унциях). Во всех группах наметилась тенденция к снижению массы тела. Тенденция — это не достоверная разница. Сами исследователи отмечают, что необходимы дальнейшие работы на большей выборке. Кроме того, состав коммерческого напитка, который пили испытуемые, неизвестен.

Так и получилось, что мангустин объявили перспективной основой для создания новых лекарств от многих болезней, поскольку его ксантоны облегчили жизнь нескольким мышам, а в клеточных культурах взаимодействуют с множеством молекул, связанных с развитием рака, воспаления, с болевой чувствительностью, устойчивостью к инсулину и неврологическим повреждениям. Механизмы этих взаимодействий пока неизвестны.

Официально все соки, содержащие мангустин, считаются пищевыми добавками, то есть они должны увеличивать количество питательных элементов (витаминов, минералов), которых нет в повседневном рационе. Для лечения болезней они не предназначены, и в таком качестве их предлагать не следует. Возможно, когда-нибудь мангустиновые лекарства и появятся, однако до этого далеко, а пока даже стандартизованных экстрактов мангустина не существует.

Но есть и хорошая новость. Ни плод целиком, ни отдельные его компоненты не токсичны. Его считают безопасным для человека на основании рекомендаций ВОЗ, поскольку сто лет поедания фруктов и питья соков не привели к развитию опухолей, повреждениям печени и иммунологическим реакциям.

Безопасность мангустина специально проверяли на животных, плод и его ксантоны не повлияли на их смертность, работу центральной и периферической нервной системы, аппетит и вес. В одном исследовании 30 мужчин и 30 женщин в возрасте от 18 до 60 лет месяц пили напиток на основе мангустина или плацебо. Напиток, который, помимо сока мангустина, содержал еще витамины и антиоксиданты, зеленый чай, алоэ вера и кофеин, испытуемым не повредил.

Безвредный и перспективный продукт! Неудивительно, что маркетологи не сдаются. Успеху их продукции немало способствует присвоенный мангустину титул королевы фруктов. Да, мангустин по-русски мужского рода, но, тем не менее — королева. На самом деле в 1903 году Дэвид Фэйрчайлд (1869–1954) — американский ботаник, садовод и коллекционер растений, создатель Тропического ботанического сайта в Майами, назвал мангустин королевой тропических фруктов, но слово «тропических» потом потерялось. Фэйрчайлд много путешествовал и имел возможность пробовать разные тропические плоды, так что знал, о чем писал. Однако он имел в виду свежий мангустин, а не продукты его переработки.

А вообще манящего титула удостаивались разные плоды. Альфред Рассел Уоллес (1823–1913), британский натуралист, один из создателей учения о естественном отборе, в своей книге «Малайский архипелаг» назвал королевой фруктов апельсин.

Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 1/2019) на с. 48 — 49.