Искусственный пептид убивает вирус Зика

А.И. Курамшин

Международная группа исследователей получила искусственный пептид, способный разрушать вирус Зика и проникать через гематоэнцефалический барьер в мозг. Если безопасность нового вещества подтвердится, его можно будет применять для лечения и других вирусов, которые переносят кровососущие насекомые («Nat. Mater.», 2018, doi: 10.1038/s41563-018-0194-2).

Исследователи из Сингапура, Бразилии и Бельгии получили α-спиральный пептид из зеркальных изомеров традиционных аминокислот. Новый пептид, который назвали AH-D, может взаимодействовать с мембраной маленьких вирусов, отличающейся высокой кривизной (подобных вирусу Зика), и прерывать их жизненный цикл. Более того — новое соединение проходит через гематоэнцефалический барьер, что не так просто для больших молекул. Между тем способность проникать в мозг очень важна, поскольку вирус может вызвать повреждение мозга и стать причиной нейродегенеративных заболеваний.

Руководитель исследования, Нам-Джун Чо из Наньянского технологического университета в Сингапуре, утверждает, что искусственный пептид мешает вирусу распространяться по организму и, что самое главное, атакует вирус в клетках мозга, — все это подтверждено исследованиями на подопытных животных. При лечении мышей, больных вирусом Зика, с помощью пептида AH-D ученые наблюдали понижение концентрации вирусов в крови лабораторного животного и сокращение очагов воспаления в мозге.

Чо с коллегами предполагает, что причина эффективного взаимодействия пептида AH-D с мембранами вирусов — его особая форма. Что касается способности потенциального «убийцы вируса» проходить гематоэнцефалический барьер, то это может быть связано с амфипатичностью искусственного пептида, то есть присутствием в его составе двух различных функциональных групп. В литературе описана способность ряда амфипатичных пептидов проникать через гематоэнцефалический барьер, но причины такого поведения пока еще непонятны. Пептид AH-D состоит из двадцати семи аминокислотных остатков, и то, что такая сравнительно большая молекула может попадать в мозг, кажется исключительно интересным, в том числе и для разработки новых лекарственных препаратов.

Пептид AH-D не только разрушает оболочку вируcа Зика эффективнее, чем его аналог, состоящий из остатков аминокислот L-конфигурации. Изучение его активности in vitro показало, что AH-D подавляет рост и размножение других нейротропных вирусов, структура которых близка к вирусу Зика — вирус лихорадки Денге и вирус Чикунгунья.

pic_2018_12_06-1.jpg

Разрушение оболочки вируса может остановить инфекцию — он прекращает размножаться и погибает, однако до настоящего времени вирус Зика удавалось победить только в экспериментах in vitro. Прорыв, позволяющий надеяться на разработку противовирусной терапии in vivo, стал возможен благодаря новому пептиду, составленному из остатков аминокислот, принадлежащих к D-ряду оптических изомеров.



Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 12/2018) на с. 6.

Разные разности
Пишут, что...
…космический телескоп Джеймс Уэбб, наблюдавший за окружающей средой двух молодых протозвезд, обнаружил на крошечных частичках ледяной пыли многочисленные сложные органические молекулы… …газообразный водород из гидротермальных источников превра...
Раскрыт секрет синего цвета фруктов
Давно известно, что черника и другие ягоды в действительности содержат только красные красители в мякоти и кожуре. Но тогда откуда берется такой красивый сине-голубой цвет черники и голубики? Ученые решили присмотреться к поверхности кожуры ягод черн...
Почему у собак глаза темнее, чем у волков
У большинства домашних собак глаза темно-коричневые. А вот если мы посмотрим на волков, то увидим другую картину — их глаза ярко-желтые. Куда же делся ярко-желтый волчий цвет? Этим вопросом задались японские ученые и решили докопаться до истины.
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.