Магический кристалл для царя

В.Д. Киселев
(«ХиЖ», 2018, №8)

Царь Салатан из сказки Пушкина, не понимая, как дальше управлять своим наром, от безысходности бросается в путешествие, где находит трех сестер, а с ними и возможное решение проблемы (см. «Химию и жизнь», 1999, 4). А есть ли какой-то более простой способ действия? Попробуем поискать его.


Цикл развития «Норма – модернизация – новация – новая норма».

В российской и мировой мифологиях есть множество сказочных стран, руководимых вождями, царями, цезарями, императорами. Большинство, успешных из них, запомнилось проведенными преобразованиями, прежде всего заменой существовавших норм новыми нормами. И все, как правило, затевается ради дополнительных ресурсов: больше территорий, подданных, технологий, больше энергии и доступа к информации. Причем порой это происходит и без особой активной роли главного персонажа – сам ход событий заставляет его следовать по пути внедрения инноваций. Возьмем сказку «Конек-Горбунок». В самом ее начале младшенький сын, Иван-дурак, не хотел ничего менять в своем привычном крестьянском быте. Увы, с появлением кобылицы произошла некоторая модернизация его возможностей: Конек-Горбунок стал решать проблему недостатка ресурсного обеспечения семьи. Дальше – больше: последовала новация быта, так как Иван стал царским конюшим. Ну а в завершении инновационного процесса Иван перешел в принципиально иное состояние: оказался в статусе царя и мужа царь-девицы.

pic_2018_08_52.jpg

1. Цикл развития «Норма – новая норма»

Бывают и другие варианты развития событий, причем с точки зрения некоторых персонажей они могут оказаться патологическим. Вспомним печальную судьбу прежнего царя-старика, который пожелал похорошеть и жениться. Он-то рассчитывал волшебным образом совершить свой инновационный рывок: поменять статус, выйти на качественно иной уровень. Но, увы, не осознал всех сложностей движения путем инноваций. Ведь способ, который ему подсказала царь-девица, был одноразовым. Не задумываясь над этим обстоятельством, царь передал право на внедрение инновации Ивану, который и перешел на новый уровень. А у царя оказалась уже использованная инновация. Естественно, что с ее помощью он никакого нового уровня уже достичь не мог и закономерно безвозвратно сварился в кипятке.

Эти примеры показывают, что управленцу очень важно соответственно ситуации понимать, как он станет оценивать полученный при преобразованиях результат. Ведь приращение ресурсов после проведенных изменений должно быть существенно положительным. Иначе не удастся обеспечить успешное продолжение жизни социума как объекта управления в новых условиях. Возьмем повесть Юрия Олеши «Три Толстяка». Оба описанных там исхода плохи. Первое восстание народа закончилось разгромом и десятью плахами для зачинщиков, однако в результате общество не перешло на другой уровень. Второе восстание оказалось на первый взгляд успешным – эйфорией и бесконечными шоу с танцами. Но это не может продолжаться бесконечно – отобранные у толстяков ресурсы когда­то закончатся, а с ними закончится время танцев и придется поработать. Получается, что общество находится в неустойчивом состоянии, оно может легко провалиться в патологию, деградацию, проскочив в процессе падения некую новую, качественно более высокую, чем при Трех толстяках, норму (см. таблицу).


Стратегия
поведения

Названия
изменений идентичности

Степень
изменений

Сохранение
существующей нормы

Сохранение (норма)

Практически нет. На уровне статистической погрешности

Изменение существующей нормы

Модернизация

На проценты и десятки процентов

Создание новой нормы

Новация

В разы и на порядок

Закрепление
новой нормы

Смена
(инновация)

Переход в качественно иное состояние


Фрактальная атомарная модель социума

pic_2018_08_53.jpg

2. Магический кристалл. Фрактальная атомарная модель социума

Во многих сказках для пристального рассматривания будущего, да и настоящего, используется магический кристалл. На самом деле, его вполне под силу соорудить каждому. Более того, специалисты по управлению социумом его давно сделали. Только назвали по-другому. А именно «фрактальная контентная сетка в виде сферы». В ней заложен семантический дифференциал (на рис. 2 это узлы 6-7): формальная власть – неформальная власть и цикл (на рис.2 это узлы 1-2-3-4) «образование и культура – наука – производство – предпринимательство». В норме по этому магическому кристаллу текут живые реки ресурсов – денежных, товарных, идеологических, политических, причем текут равномерно, нигде не накапливаясь, обеспечивая гармоничное сосуществование всех этих, в общем-то, конфликтующих сторон. Например, власть (6) справедливо перераспределяет национальный продукт, подкармливает деньгами – своими или предпринимателей (4) через перераспределение прибыли – образование и культуру (1), то есть, интеллигенцию, чтобы она не генерировала антиправительственные идеологемы. Предприниматели (4) поддерживают науку (2), которая обеспечивает рост производства (3), а занятые на нем рабочие получают достойную заработную плату, которая обеспечивает их потребности в образовании и медицинском обслуживании. В результате сектор культуры и образования (1) получает денежные средства из независящего от властей источника. Политические партии, общественные движения, средства массовой информации — неформальная власть (7) — обеспечивая общественную симфонию, корректируют действия формальных властей ко всеобщему благу. Даже преступные элементы, входящие в состав неформальной власти, получая свою долю пирога, обеспечивают справедливый порядок не по закону, а по понятиям.

Вспомнив физику, легко понять, что формальная власть вовсе не должна стягивать на себя все ресурсы, хотя она и имеет такие возможности. В этом случае центр тяжести окажется наверху и кристалл может легко перевернуться под действием гравитации. Для устойчивости центр тяжести должен располагаться в районе центра кристалла или немного ниже. Как этого достичь? Перераспределением финансовых и политических ресурсов через структуры неформальной власти – партии, профсоюзы, благотворительные фонды. Однако чрезмерное смещение цента тяжести так же чревато – в пространстве сказочного царства, строго говоря, неизвестно, где верх, а где низ, да и гравитация – какая-то внешняя сила – сегодня тянет в одну, а завтра в другую сторону. Поэтому чрезмерно сместив центр тяжести кристалла в сегодняшний низ, может оказаться, что это потяжелел завтрашний верх, и тогда кристалл опять-таки перевернется к неудовольствию социума. Перегружение ресурсами какого-то бокового узла так же ничего хорошего социуму не несет, а только нарушает общую симфонию.

Выпадение из модели хотя бы одного узла порождает эталонные патологии для всего социума. Например, недофинансирование науки со стороны формальной власти ведет к ее смещению в сторону другого источника ресурсов, например, бизнеса. Однако, наука, сосредоточенная целиком на обслуживании бизнеса, становится опасной – берется за неэкологичные разработки, которые могут обеспечить корпорациям сверхприбыль. Это вовлекает в конфликт науки и власти третью сторону – общественных активистов, что еще сильнее нарушает равновесие социума. Обратная ситуация со смещением науки в сторону власти ведет к тому, что она начинает заниматься вопросами, никоим образом с промышленностью не связанными. Если же наука смещается в сторону неформальной власти, то она от безысходности может начать обслуживать своими знаниями криминальные или радикальные элементы: на улицах появятся бомбисты, самодельные дроны, а агрономы и химики станут обслуживать производство наркотиков. «Троянское обучение», подстроенное под правящую идеологию, будет учить совсем не тому, что реально требуется на производстве; это породит проблемы в промышленности. Слабо развитая технологическая база предприятий, низкая квалификация персонала ведет к некачественной продукции и, далее, к отсутствие долгосрочных инвестиций: капитал омертвляется в виде сокровищ – соответствующие каналы на магическом кристалле перестают переливаться светом от текущих по ним энергий. Слабые или коррумпированные формальная и неформальная власти порождают ценностные и целевые перекосы, ведут к возвышению маргинальных групп со своими понятиями о справедливости, и это может перевернуть магический кристалл; при этом социум переживет состояние хаоса. На магическом кристалле прекрасно проявляются и вихреобразные процессы, ведущие к прогрессу или деградации. Например, низкий уровень науки порождает некачественное образование, которое порождает неэффективное управление и за ним – некачественное производство. Следствие — низкая ликвидность произведенной продукции, что порождает снижение уровня финансирования науки и переход на следующий виток нисходящей спирали.

Интересно, что у каждого из семи узлов можно найти аналогичную структуру. Именно поэтому магический кристалл самоподобен. Например, внутри и формальной и неформальной власти (узлы 3 и 7) можно обнаружить научные (группа аналитиков), образовательные (отдел пропаганды), производственные (изготовление документов — изготовление бомб), предпринимательские (освоение тайных фондов – экспроприации), жизнеобеспечивающие подразделения, проявления формальной (партийный лидер) и неформальной (серый кардинал) власти. Свойство фрактальности модели социума существенно упрощает процессы калибровки и масштабирования при описании сложнейших проблемных ситуаций самого разного типа: для взаимоотношений личностей, групп, организаций и даже стран.


Толстяки в кристалле

Посмотрим сквозь этот магический кристалл на персонажей повести «Три Толстяка». Вот как выглядят имеющиеся на нем узлы и связи между ними.

Наверху находится формальная власть. Она, очевидно, принадлежит Трем Толстякам, скорее всего регентскому совету при малолетнем наследнике Тутти. У них есть ресурсы. Организационный – органы госуправления, силовой – гвардия, финансовый – государственная казна.

Снизу расположена власть неформальная. Она описана весьма скудно – в государстве Трех Толстяков нет ни религии, ни СМИ, ни политических партий или профсоюзов. Зато есть какие-то таинственные бунтовщики во главе с профессиональным революционером – оружейником Просперо. Он прямо признается: «Пятнадцать лет я учил народ ненавидеть вас и вашу власть. О, как давно мы собираем силы! Теперь пришел ваш последний час...». А еще есть представитель маргинальной интеллигенции – канатоходец Тибул. Почему он маргинал? Потому что находится на дне социума – играет в бедном передвижном театре, редко ест досыта. А почему интеллигенция? Потому что она формулирует и распространяет в народе идеологемы. В данном случае, антиправительственные.

Система образования и культуры состоит из трех секторов. Во-первых, это учителя наследника Тутти, верные слуги Трех толстяков, главным же из них, видимо, следует считать учителя танцев Раздватрикса. Именно он чуть было не разрушил всю революционную интригу, тайно возвратив во дворец случайно найденную куклу наследника. Власть учителям платит, но, как видно, относится к ним брезгливо. А общественного образования нет. В его качестве, как видно, выступает Тибул. Естественно, что будучи оппонентом власти, от которой ничего хорошего не видел, он учит людей совсем не тому, что нужно Трем Толстякам. А еще есть группа творческой интеллигенции, финансируемая формальной властью – циркачи, которые за деньги должны отвлекать народ от печальных мыслей. Эта группа проявляет себя во всей красе во время погони за Тибулом. Получается, что сектор образования и культуры расколот непримиримыми противоречиями: генерируемые им идеи взаимно отрицают друг друга.

Наука в государстве находится в не менее сложном положении, чем культура. Судя по всему, она нисколько не востребована промышленниками, но время от времени ее замечает власть – формальная и неформальная. Три Толстяка требуют от науки решения своих и только своих частных проблем – вставить железное сердце наследнику, изобрести живую куклу или ее починить. После выполнения задачи о науке забывают. Тибулу также нужны услуги науки – от гвардейцев он скрывается, превратившись стараниями доктора Гаспара в негра. В отличие от культуры, науку боятся. Нелепое требование доктора Гаспара — в награду за «починку» куклы отпустить бунтовщиков — выполняется. С другой стороны, хранящего страшную тайну Тутти доктора Туба держат в зверинце, местном аналоге «шарашки» – будь у Толстяков потребность в техническом прогрессе, Туб там чего-то изобретал бы. В то же время есть чрезвычайно востребованный ученый – зоолог, смотритель того самого зверинца, где заперт доктор Туб. Он, в отличие других ученых, получает от власти постоянное финансирование и ей вполне лоялен.

Промышленность в государстве представлена теми же самыми Тремя Толстяками, которые, очевидно, монополизировали все отрасли. Об этом прямо сказано в повести: «Мы, Три Толстяка, сильны и могущественны. Всё принадлежит нам. Я, Первый Толстяк, владею всем хлебом, который родит наша земля. Второму Толстяку принадлежит весь уголь, а Третий скупил всё железо. Мы богаче всех! Самый богатый человек в стране беднее нас в сто раз. За наше золото мы можем купить всё, что хотим!» Между прочим, они готовы в качестве торта съест любого представителя малого бизнеса вроде торговца воздушными шарами. И судя по контексту, никто не решится им в этом деле помешать. Слившись с формальной властью, защищенные всеми ресурсами государства, толстяки-промышленники, фактически присваивают себе результат производственной деятельности, обрекая большую часть социума на нищету. При этом присвоенные ресурсы они тратят крайне нерационально – на контроль над наследником Тутти и на удовлетворение собственной утробы. Невостребованность науки, маргинализация культуры, стагнация производства их совершенно не заботит.

Видимо, лишенные финансирования ученые, тот же доктор Гаспар, не сделали для них магический кристалл. В нем бы толстяки увидели зеркальную по отношению к себе и весьма грозную картину: лишенные ресурсов рабочие срастаются с неформальной властью так же плотно, как они сами – с формальной.

Из этого описания хорошо видно, что магический кристалл Трех Толстяков совершенно патологичен. У него выпали два узла, разрушены горизонтальные связи, а вертикальные находятся под действием чудовищных напряжений, разрывающих соответствующие узлы, да и весь социум. При этом формальная власть перегружена финансовыми, а неформальная – идеологическими ресурсами. Ни о какой гармонии говорить не приходится, линии разлома формируются во всех стратах общества, начиная от безобидных поварят и до гвардии. Именно распад силового ресурса власти — переход части гвардии на сторону неформальной власти — сразу же обрушивает ситуацию: возникает ситуация двоевластия и вскоре магический кристалл опрокидывается – неформальная власть становится формальной. А соверши Толстяки маневр своими ресурсами, предложи доктору Гаспару создать магический кристалл и, глядя в него, дали бы богатый театр Тибулу и его друзьям, вернули права сестре Тутти — Суок, заплатили долги семей гвардейцев, глядишь, все бы и обошлось.


Заключение

«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». Освоение предложенного в статье инструмента, проработка полей проблем, обеспечение сбалансированного протекания ресурсных потоков (это время, территории, физические материалы и энергии, люди, информация, технологии, мотиваторы человеческой деятельности) повысит системность и методологическую компетентность ответственного руководителя для обеспечения синергетичности изменений на любом уровне, в том числе и царском.



Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 8/2018) на с. 52 — 54.

Разные разности
Пишут, что...
…согласно новой оценке, растения по всему миру поглощают примерно на треть больше CO2, чем считалось ранее… …скорость измерения «вибрационного отпечатка» молекул с помощью рамановской спектроскопии увеличена в 100 раз…. …бедствие в виде...
Прозрачная мышь
Раствор, делающий живую кожу обратимо прозрачной, создали биоинженеры и материаловеды. Исследователи в эксперименте втирали водный раствор тартразина в пузико лабораторной мышки. И этот участок кожи через несколько минут превращался в прозрачный иллю...
«Хулиганы зрения лишают!»
Все тяжелее становится жизнь пчел. А значит, и растений, которые навещают шмели и тем самым опыляют. Жизнь пчелам осложняет и меняющийся климат, и человек.
Пластик на дне
Западные исследования утверждают, что содержание микропластика в донных осадках увеличилось в несколько десятков раз за последние несколько десятилетий, «создав новую историческую запись эпохи антропоцена». А как дела обстоят у нас?