Что за сахарные кислоты нейтрализует Colgate?

Л. Викторова

s20151036 ask colgate1.jpgФирма «Сolgate-Palmolive» действительно рекламирует зубную пасту, которая нейтрализует сахарные кислоты во рту. А такие вообще есть? Этот вопрос поступил к нам в редакцию, и мы спешим на него ответить.

Сахарные кислоты есть. Это продукты окисления глюкозы. Напомним, что глюкоза — альдегид и спирт одновременно. Ее, как и фруктозу, называют простым сахаром:

s20151036 ask colgate2 glukoza.jpg

Однако сладости, которые мы едим, содержат сложный сахар — сахарозу, в каждой молекуле которой соединены глюкоза и фруктоза. Когда вместе с булочками и конфетами сахар попадает в рот, он расщепляется ферментом амилазой, содержащимся в слюне, на фруктозу и глюкозу. А дальше за работу принимаются многочисленные бактерии, которых изрядно в полости рта. Особенно их много на зубах — в ямках, трещинках, по краю десен.

Микробы нашего рта очень любят глюкозу и окисляют ее. В результате образуется глюкуроновая кислота, у которой окислилась лишь одна концевая спиртовая группа:

s20151036 ask colgate3 glukuron.jpg

Если же сразу окислились и спиртовая, и альдегидная концевые группы, то образуется двухосновная сахарная кислота (глюкаровая кислота):

s20151036 ask colgate4 glukar.jpg

Так что сахарные кислоты - это продукт жизнедеятельности микроорганизмов, обитающих на наших зубах. Кислоты постепенно скапливаются в зубном налете и разъедают эмаль. Вот вам и кариес.

Какую же защиту от сахарных кислот предлагает реклама пасты «Colgate»? Если изучить состав этой зубной пасты, то можно обнаружить в нем аргинин — природную аминокислоту, которая присутствует во множестве продуктов питания, да и в нашем теле:

s20151036 ask colgate5 arginin.jpg

Полтора процента аргинина — это и есть тот самый нейтрализатор сахарных кислот. Так называемые аргинолитические микроорганизмы, скажем Streptococcus sanguis, также обитающие на наших зубах, расщепляют аргинин до аммиака. Аммиак — щелочной агент, поэтому он нейтрализует сахарные кислоты, скопившиеся в зубном налете. Вот такая простая химия.

Кстати, окислить глюкозу до сахарной кислоты можно и в пробирке с помощью азотной кислоты. Этой реакцией часто пользуются, чтобы обнаружить глюкозу в сахарах, извлеченных из природных продуктов, поскольку ни один моносахарид, кроме глюкозы, не дает при окислении сахарную кислоту.
Пингвины во сне