Человек

Отсчет утопленников: голубые гну форсируют реку
Отсчет утопленников: голубые гну форсируют реку
Н. Анина
Стада всегда в движении. Если они не будут переходить с места на место, то очень скоро съедят и вытопчут всю траву и пастбище превратится в пустыню. Ежегодные миграции колоссальных стад — одно из самых зрелищных природных явлений. К сожалению, оно может исчезнуть благодаря людям, которые строят стены и плотины, нарушая привычные пути миграции. Между тем от массовых перемещений животных зависит существование целых экосистем.
Не только ценный мех
Не только ценный мех
С. Ястребова
Европейские кролики были и научными героями, и экологическими злодеями, и беззащитными жертвами пищепрома, и милыми домашними зверушками. Все это верно и сейчас.
Нони — загадки запретного плода
Нони — загадки запретного плода
В 1760-х годах торговое шведское судно доставило на родину засушенные образцы растений, собранных в Новом Свете и на тихоокеанских островах. Коллекцию разбирал Карл Линней и одно из растений назвал Morinda citrifolia — моринда цитрусолистная. Тогда никто и представить не мог, какие страсти будут кипеть вокруг нее три с половиной века спустя.
Свиньи: история с пересадками
Свиньи: история с пересадками
С. Ястребова
Думаем о роли свиней в медицине — вспоминаем о трансплантации органов. Дескать, внутреннее строение этих животных весьма похоже на наше. Это действительно так. Вот только в исследованиях свиных органов как объектов для пересадки за последние два десятилетия произошли существенные сдвиги. Время освежить свои представления, а заодно вспомнить, в каких еще областях биомедицины свиньи показали свою профпригодность.
О чем пахнут растения?
О чем пахнут растения?
Инна Гутерман
Многообразие растительных ароматов, созданных природой, кажется неисчерпаемым. Для обозначения веществ, которые не принимают непосредственного участия в росте, развитии и репродукции отдельных клеток, более 200 лет назад был предложен термин «вторичные метаболиты». Несмотря на неуважительное название, вещества эти выполняют важную роль в жизни растения, участвуют во взаимодействии растений друг с другом и с окружающей средой. На сегодняшний день идентифицировано более 100 тысяч таких веществ. Многие из них относятся к легколетучим, и люди воспринимают их как запах растения. В этой статье автор расскажет о некоторых особенностях пахучих растений, немного о том, как изучают биосинтез летучих вторичных метаболитов, а также о перспективах применения этих знаний на практике.
Плоды дефаунизации
Плоды дефаунизации
Н. Анина
Времена не выбирают, но им дают имена. Возможно, нынешний век войдет в историю как эпоха отчетности. Даже натуралисты больше не ходят по лесам, восторженно озираясь, а сидят в кабинете, извлекая данные из ранее опубликованных источников. А леса сейчас вырубают, дороги через них прокладывают, охотятся там. Животные, естественно, от этого страдают, и в первую очередь крупные. Этот процесс, называемый дефаунизацией, влияет на растительные экосистемы, и мы еще не вполне понимаем, как именно.
Познай своего кота
Познай своего кота
Кот — это личность, что и доказано экспериментально. Однако личность недоисследованная — пропускной способности лабораторий не хватает, чтобы постичь всю ее сложность и глубину. А без этого людям не понять домашних кошек и не обеспечить им подходящих условий проживания. К счастью, ученые осознают проблему и неуклонно работают над ее решением. Появилась даже новая дисциплина, антрозоология, которая исследует взаимоотношения животных и людей. Так что типирование кошачьей личности оказалось на переднем крае науки.
Долгий собачий взгляд
Долгий собачий взгляд
Н. Анина
Собака — друг человека. Этого почетного звания из множества домашних животных удостоилась она одна. А все потому, что собаки подолгу смотрят в глаза хозяину, ожидая доброго слова, указаний и помощи в трудных ситуациях. Это уникальное качество, другим псовым не свойственное. Так что домашний пес в этом отношении — уникум!
Прионы, агрессия и защечные мешки
Прионы, агрессия и защечные мешки
С. Ястребова
Каких только грызунов не используют в лабораторных исследованиях! Хомячки, например, помогают изучать инфекционные болезни, перспективы пересадки органов, механизмы агрессии и многое другое.
Беспозвоночные в печали и радости
Беспозвоночные в печали и радости
Эмоции оказывают огромное влияние на нашу жизнь, эмоциональные расстройства — тем более. Они сложны, изучать их непросто, и для этой цели полезно иметь модельный объект. Беспозвоночные с их небольшой и несложной нервной системой уже сослужили нейробиологам хорошую службу, может быть, и тут они пригодятся. Но прежде нужно разобраться, есть у них эмоции или нет.
«О, спасите моржа!»
«О, спасите моржа!»
Н. Анина
Для большинства людей символ Арктики — белый медведь. Его нередко фотографируют на фоне стада моржей. Большие скопления толстых, вальяжных животных рождают иллюзию благополучия, между тем деятельность человека и таяние арктических льдов делает их будущее проблематичным. Ученые всех арктических стран беспокоятся о судьбе моржей.
Трейси, Долли и безымянные герои
Трейси, Долли и безымянные герои
С. Ястребова
Домашние овцы, сами того не желая, оказались первопроходцами в нескольких областях науки и техники. Это они первыми из зверей поднялись в воздух на летательном аппарате. Именно их кровь первой попытались перелить человеку. Даже полноценную искусственную утробу впервые создали для ягнят! Про овечку Долли можно не добавлять.
Канарейка, кот и дафния
Канарейка, кот и дафния
Трое названных в заголовке, а также чайки, мидии, лишайники, пчелы... Что общего может быть у таких разных существ? Все они — живые индикаторы, предупреждающие человека об опасности.
Все мы немножко лошади
Все мы немножко лошади
С. Ястребова
Лошадей одомашнили одними из первых более пяти тысяч лет назад. С тех пор они принесли немало пользы цивилизации: служили и транспортным средством, и источником пищи, и способом развлечься (вспомним о скачках и конкуре). Затем автомобиль пришел на смену лошади, и содержать этих животных стало дороговато. Однако они все еще бывают нужны медицине. Впрочем, в этой статье речь пойдет не об улучшении психологического состояния аутистов при общении с лошадьми, а скорее, о физиологии и биохимии.
Сон кассиопеи
Сон кассиопеи
Для чего нужен сон? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выяснить, когда сон возник, как эволюционировал и какие преимущества создает. Потому так важно сравнительное изучение сна у разных групп животных, особенно таких древних, как медузы.
Листья в клетке
Листья в клетке
Н. Анина
Нелегка жизнь растений в окружении травоядных, особенно крупных млекопитающих. А если они еще стадами ходят... впрочем, спасение есть. растения располагают разнообразными методами химической защиты: токсинами, веществами, замедляющими пищеварение или просто отвратительными на вкус. А еще у растений есть колючки. Именно о них специалисты, исследующие механические средства защиты растений, думают в первую очередь, и лишь недавно они сообразили, что сама структура кроны куста или дерева тоже может защитить.