|
Иллюстрация Петра Перевезенцева
|
Это огромная яма диаметром 60 метров и глубиной 20–30 метров, в которой горит природный газ. Горит уже 50 лет. Пламя поднимается на высоту до 15 метров.
Откуда этот кратер взялся? Здесь в 1971 году советские геологи обнаружили скопление природного газа и стали бурить пробную скважину. Однако неожиданно верхние слои почвы обвалились. Все техника ушла под землю. Люди, к счастью, не пострадали. Но осталась большая дыра, из которой пошел газ.
Он стал распространяться по окрестности. И чтобы местные жители и скот не отравились газом, геологи решили поджечь его, полагая, что со временем огонь утихнет. Но он не утихает до сих пор.
Людей, конечно, из этой зоны отселили. Но сегодня горящая яма, Врата Ада, стала приманкой для туристов. Потому что зрелище гигантской глубокой ямы, в которой бушует огонь, конечно, впечатляющее.
Это не единственный пример горящей земли. На большом нефтяном месторождении Баба-Гургур в Ираке, в самой его серединке, до сих пор горит Вечный нефтяной пожар — его так и называют. Считают, что он не затухает уже 4000 лет. В древние времена этот пожар описали Геродот и Плутарх.
Вечный природный огонь Янардаг горит и на склоне холма в 27 километрах к северу от Баку, в Азербайджане. Горит с древнейших времен — о нем писал еще Марко Поло в своих трудах. Пламя, конечно, не такое высокое и интенсивное, как во Вратах Ада, всего метр в высоту. Но здесь тоже горит природный газ, выходящий из отверстий в песчанике. И горит много веков из-за утечки из крупного газового месторождения под Апшеронским полуостровом.
Однако горит не только нефть и газ, но и уголь, и торф. Всего этого у нас в избытке. Поэтому у нас тоже есть свои горящие горы — по левому берегу Амура, в Шимановском районе Амурской области. Здесь под землей горит бурый уголь. Пожар проявляет себя задымлением. Но периодически огонь вырывается из-под земли, и тогда кажется, что горит гора.
Эти горящие горы в Приамурье, которые тянутся на несколько километров, впервые описал в XIX веке русский географ и натуралист Николай Михайлович Пржевальский. А вообще, об этом явлении известно уже более 300 лет. Говорят, что явное горение здесь прекратилось лишь однажды, в 2009 году, — когда случились сильные ливни.
Но вернемся к Вратам Ада. Руководство Туркменистана решило эти врата наконец-то закрыть. И хотя сюда приезжают поглазеть тысячи туристов, экономический ущерб очень велик. Ведь этот газ можно было бы продать. А он бездарно сгорает. Да еще и образует углекислый газ, так пугающий мировую экологическую общественность. Да и мало ли какие еще продукты сгорания здесь образуются. Сернистые соединения уж наверняка. А людям они не особо полезны.
Но вот вопрос — как потушить эту горящую яму? Оказывается, пока решение еще не найдено. К решению проблемы будут привлечены лучшие научные и инженерные силы. Здесь, безусловно, нужен научный подход.
Понятно, что надо отсечь доступ кислорода, чтобы остановить горение газа. Но как именно это сделать в данном случае? Задача не тривиальная. Так что у вас есть возможность поразмышлять на эту тему. И предложить свое решение правительству Туркменистана. Или просто поупражнять свой мозг игрой разума. Лично я уже начала думать на эту тему.