Лазерный радиопередатчик

Л. Намер

В Гарвардском университете (США) сделали радиопередатчик, в котором излучение лазера с длиной волны в единицы микрон, то есть в ближнем инфракрасном диапазоне, преобразуется в радиоволны микроволнового (СВЧ) диапазона. Делали такое и раньше, но, в отличие от других известных методов генерации радиоволн с помощью лазера, радиоизлучение возникает в данном случае непосредственно в рабочем объеме лазера. Полупроводниковый лазер на основе слоев GaInAs/AlInAs генерировал колебания нескольких соседних оптических мод, то есть типов колебаний. В этом случае возникают пространственные и временные вариации электромагнитного поля, причем на частотах, являющихся разностью близких частот, то есть на существенно более низких частотах, так называемые биения. Эти вариации влияли на стимулированное излучение и поглощение фотонов, которое, в свою очередь, вызывало движения электронов и генерацию радиоволн на частоте 5,5 ГГц, то есть на частоте в 10 тысяч раз более низкой. Верхний металлический электрод имел прорезь и был щелевой антенной для излучения сигнала во внешнее пространство. Сигнал можно было модулировать полезной информацией, изменяя питающий ток лазера. Создатели этого передатчика полагают, что устройство может работать и на прием. В этом случае возникают разные интересные возможности в области создания гибридных электронно-фотонных устройств (УФН, 2019, т. 189, с. 642).