Шерсти клок

Н.Л. Резник

Криптозоолог — это человек, изучающий животных, которых никто не видел. Только неясный силуэт промелькнул за деревьями, оставив размытое изображение на пленке, невиданные следы на земле и клочки шерсти, которые исследователь затрудняется идентифицировать. Однако невозможность опознать того, кто возился в кустах, не означает, что там был именно йети. Отсутствие прямых доказательств подрывает доверие к криптозоологам, но теперь у них появился шанс доказать свою правоту. На тех самых волосках, которые они бережно собирали и хранили, остались фолликулы и кусочки кожи, из которых современные технологии позволяют извлечь ДНК и сравнить ее с генными последовательностями разных видов животных, имеющимися в обширной базе данных. Если окажется, что прочитать последовательность ДНК можно, а идентифицировать — нет, значит, шерсть принадлежит неизвестному виду животного. Если же бывшего обладателя волос удастся определить до вида, разговор о снежном человеке беспредметен.

В 2004 году бельгийские и американские исследователи опубликовали результаты анализа последовательностей гена рибосомной 12S РНК митохондрий, выделенных из шерсти йети (Milinkovitch M. et al., «Molecular Phylogenetics and Evolution», 2004, 31, 1—3, doi:10.1016/j.ympev. 2004.01.009). Ученые заключили, что это неуловимое существо состоит в тесном родстве с копытными, в том числе лошадью, зеброй и носорогом, однако поведением напоминает крупных приматов. Затем авторы работы пожелали коллегам чувства юмора и поздравили их с Днем дурака — номер был апрельский.

В июле 2005 года девять жителей Теслина (Юкон) наблюдали из окна кухни, как сквозь кусты ломится большое двуногое животное. Следующим утром они обнаружили в кустах пучок грубых темных волос и отпечаток ноги 42 см в длину и 11,5 в ширину. Волосы отправили местному специалисту, который определил их как шерсть бизона Bison bison. Канадские ученые из Университета Альберты выделили ДНК из корней этих волос и подтвердили, что их обладатель, безусловно, жвачное и, скорее всего, североамериканский бизон («Trends in Ecology and Evolution», 2005, 21, 2, 60-61, doi:10.1016/j.tree.2005.11.010). Либо прав Мишель Милинкович с коллегами, говорят они, либо эта шерсть не имеет к йети никакого отношения, причем логика требует предпочесть второй вариант.

Наконец, специалисты из Франции, Швейцарии, Германии и Соединенных Штатов под руководством профессора Оксфордского университета Брайана Сайкса, известного исследователя ДНК из древних костей и мумифицированных останков, провели масштабное исследование («Proceedings of the Royal Society B», 2014, 281, 20140161, doi:10.1098/rspb.2014.0161). Они проанализировали 37 образцов волос снежного человека из музеев и индивидуальных коллекций. Длина волосков составляла 2—4 см. Из них выделили последовательности гена рибосомной 12S РНК митохондрий и сравнили с известными генами той же РНК разных видов.

Выделить ДНК удалось из 30 проб, среди которых три образца шерсти йети из Индии, Бутана и Непала, восемь российских алмасты, один суматранский лесной человек (оранг пендек) и восемнадцать бигфутов из Соединенных Штатов. Судя по волосам, один из этих бигфутов оказался H. sapiens. Остальные образцы принадлежали псовым (волк, койот или собака), енотам, медведям, коровам, овцам, разным видам оленей и лошадям. Оранг пендек оказался тапиром, непальский йети — копытным животным, суматранским сероу Capricornis sumatraensis. В некоторых случаях шерсть, которую принимали за волосы снежных людей, принадлежала животным, нетипичным для данной местности. Так, два образца волос алмасты оказались шерстью енота-полоскуна Procyon lotor и черного медведя барибала Ursus americanus — североамериканских видов, которые не водятся в России. Но самое удивительное, что шерсть йети из Индии и Бутана на самом деле принадлежит белому медведю Ursus maritimus, причем не современному виду, а ископаемой форме, жившей около 40 тысяч лет назад. Экземпляр из Индии добыл примерно 40 лет назад опытный охотник, который уверял, что подстреленное им существо вело себя совсем не так, как обычный в тех местах бурый медведь U. arctos, повадки которого охотнику хорошо известны. Второй образец найден в бамбуковом лесу на высоте 3500 метров, в месте, которое сочли гнездом бутанского йети. Индийский образец золотисто-коричневый, бутанский красно-коричневого цвета.

Исследованный фрагмент ДНК очень короткий, поэтому полученные результаты можно считать предварительными. Вероятность того, что белые медведи могли забрести в Гималаи, исчезающе мала. Скорее, шерсть принадлежит неизвестным видам, произошедшим в плейстоцене от скрещивания бурого и белого медведя (у этих видов общий предок). Такая гибридизация и сейчас случается на островах у побережья Аляски, потомки жизнеспособны, и шерсть у них не белая. Неизвестный вид медведей вполне может послужить основанием легенды о йети, особенно, если, как утверждал охотник, эти медведи более агрессивны по отношению к людям, чем бурые.

Трудно сказать, будут ли биологи искать в Гималаях потомков белого медведя. Вопрос о снежном человеке тоже остается открытым. Доказательств его существования ученые не нашли, но это не значит, что йети действительно нет. Более того, исследователи фактически поддержали криптозоологов, предложив им надежный метод, который позволяет идентифицировать каждый клок шерсти и перейти от спекуляций к научно обоснованным доказательствам. Будем надеяться, что эта работа не положит начало слухам о том, что снежный человек — гибрид неандертальца и белого медведя.

pic_2014_08_37.jpg