Вселение страха

Александр Гурьянов

Страх — одно из самых сильных чувств. Ужасающее событие, пребывание на грани жизни и смерти, трудно, а иногда и невозможно забыть. К примеру, люди, испытавшие ужас вооруженного ограбления, часто нуждаются в психиатрической помощи. В то же время обыденные события вспоминать с годами все сложнее. Отчего так происходит?

Этой проблемой задались профессор клеточной и молекулярной биологии Джеффри Таскер (Jeffrey Tasker), профессор психологии Джонатан Фэдок (Jonathan Fadok) из университета Тюлейн и профессор нейронаук Джеми Магайр (Jamie Maguire) из университета Тафтса. Исследователи изучали, как формируется память об испытанном страхе в эмоциональном центре мозга, миндалине. Во время опытов на мышах они обнаружили нейромодуляторный механизм этого явления. Работа опубликована в рейтинговом  журнале Nature Communications в июне.

Биологи установили, что норадреналин, нейротрансмиттер стресса, стимулирует координацию между нейронами базолатеральной части миндалины. Гормон возбуждает определенную популяцию тормозных нейронов в ней и заставляет их цепи генерировать повторяющиеся всплески электрических разрядов. В свою очередь, эти электрические сигналы изменяют частоту колебаний волн гамма-ритма мозга в миндалине. Этот переход от спокойного состояния к возбужденному формирует память о страхе.

Ведущий автор работы профессор Таскер отмечает, что открытый его командой нейромодуляторный механизм вполне может вызвать посттравматический синдром, который возникает в разных ситуациях, в том числе при участии в боевых действиях, и не позволяет забыть экстраординарное событие. Профессор надеется, что работа поможет в поиске методов лечения этого серьезного психического расстройства, поэтому намерен ее продолжать.

Nature Communications,13,1,2022