Эффект Моцарта, положительное воздействие классической музыки на живых существ, не перестает волновать исследователей. Кто-то его отрицает, кто-то подтверждает. Игнобелевской премии по медицине за 1997 год удостоена работа, в которой показано, что музыка, звучащая в лифтах и магазинах, повышает выработку иммунных клеток. Однако никто не знает, что лежит в основе спорного эффекта. Более того, древние практики врачевания музыкальными произведениями или колокольным звоном считаются не столько лженаучными, сколько попросту вздорными.
А вот исследователи из американского Национального института исследований по стоматологии и челюстно-лицевой хирургии и из хэфейского Института науки и технологий КНР во главе с Реной д‘Соуза и Лю Юаньюанем (Rena D’Souza, Yuanyuan Liu) не побоялись бросить вызов общественному мнению. «Нам нужны новые средства борьбы с болью, и мы не прекращаем их поиск», — поясняет д‘Соуза.
В принципе, данные о том, что музыка снижает боль, известны с 60-х годов, однако попытки найти в мозгу человека механизм этого явления привели к совершенно неясным данным. Искать суть решили в опытах на мышах. Им повреждали суставы, а затем включали разные звуки – музыку, какофонию, белый шум. Как оказалось, независимо от типа звуков, все они снижали боль, но только если звучали фоном, на уровне слабого шепота. Громкие звуки никакого влияния не имели.
При этом мышам вводили флуоресцентную метку, связанную с безвредным вирусом, и так следили за передачей сигналов в мозгу. А в нем сигнал от ушей идет через соответствующий участок коры на таламус, отдел мозга, который отвечает за обработку всех сенсорных сигналов. И оказалось, что звук на уровне шепота забивает сигнал, идущий от больного сустава: активность некоторых нейронов в таламусе падала. Для проверки те же самые нейроны заглушили химическими средствами: чувствительность к боли у мышей падала, как от тихого звука (Science, 7 июля 2022 года).
Авторы осторожничают и говорят, что, поскольку неясно, так ли мышь воспринимает звуки музыки, как человек, или эдак, про человека они ничего сказать не могут. Однако интересные мысли о том, что с помощью музыки можно переводить какие-то нейроны в активное или пассивное состояние, несомненно заслуживает пристального внимания. Ведь отсюда совсем недалеко до идей использовать музыку как средство вскрытия того, что называют внутренними резервами человека. А там — и до разгадки тайны использования колокольного звона для предотвращения эпидемий.
Иллюстрация Сергея Тюнина
|