|
Образец кальцинированного планктона возрастом 95 миллионов лет |
Около 170 миллионов лет назад коренным образом изменились факторы, управляющие глобальной эволюцией Мирового океана. До этого развитие морских организмов главным образом контролировалось химическим составом океана и климатом. Примерно с середины юрского периода более важными становятся биологические факторы, такие как отношения хищник — жертва. К таким выводам пришли исследователи из Плимутского университета (Великобритания) и рассказали о них в одном из выпусков журнала «Nature Geoscience» за 2019 год.
Многоклеточные живые системы возникли более 540 миллионов лет назад под влиянием небиологического и биологического окружения. Но как со временем менялось влияние каждого из этих факторов?
На этот вопрос попытались ответить Килиан Айхенсир с коллегами в своей статье в журнале «Nature Geoscience». Они считают, что изменение факторов эволюции совпали во времени с активным ростом планктона, который в процессе жизнедеятельности строит из карбоната кальция свой экзоскелет. После смерти микроорганизмов карбонат кальция осаждается на дне океана. По мнению исследователей, размножившийся планктон стабилизировал химический состав океана, в результате чего сложились самые благоприятные условия для бурного развития морской жизни и ее разнообразия.
В середине юрского периода микроскопические организмы занимали доминирующее положение в экологической системе океана. Выделяемый ими карбонат кальция помог снизить кислотность океана, и, как только это произошло, морские обитатели почувствовали себя гораздо комфортнее, особенно моллюски, строящие себе домики-раковины, — здесь стабильность химического состава океана особенно важна.
Британские исследователи изучили огромное количество окаменелостей представителей морских кальцифицирующих организмов, которые были способны выделять карбонат кальция, — более 400 тысяч образцов возрастом от 12 тысяч до 500 миллионов лет. Реконструируя температуру Мирового океана и его химический состав, авторы оценили соотношение минералов на основе карбоната кальция — арагонита и кальцита, абиогенно образовавшихся в Мировом океане за 500 миллионов лет, а также соотношение кальцит/арагонит в сохранившихся в окаменелостях экзоскелетах.
Кальцит и арагонит — минералы с одинаковым составом CaCO3, но с разным строением кристаллических решеток. Обе разновидности минерала моллюски могли использовать как сырье для строительства оболочек из CaCO3.
Предполагая, что морские организмы-кальцификаторы строят скелеты из кальцита или арагонита, а затем после их смерти эти полиморфные модификации карбоната кальция осаждаются в соотношении, определявшемся соотношением полиморфов в строительном материале, исследователи сравнили соотношение арагонита и кальцита с минеральным составом оболочек кальцифицирующих организмов того же геологического периода. Оказалось, что до середины юрского периода организмы для строительства своих домиков-раковин вырабатывали ту форму карбоната кальция, которая была более устойчива в данных условиях.
Ученые считают, что около 170 миллионов лет назад в экологической системе океана произошли революционные изменения — бурно размножающийся кальцифицирующий планктон начал переносить карбонат кальция с континентальных шельфов в открытый океан. Это привело к тому, что несколько последующих серьезных климатических изменений, приводящих в том числе и к увеличению кислотности океана, не оказали значительного влияния на соотношение кальцит/арагонит в раковинах и других структурах из CaCO3. Исследователи предполагают, что именно на этом временном отрезке морские кальцификаторы «подобрали» оптимальный полиморфный состав скелетов, который далее и начал воспроизводиться независимо от условий окружающей среды. Это позволяет утверждать, что водные организмы стали более устойчивы к окружающей среде, а в эволюции уже преобладали биологические факторы.
Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 8/2019) на с. 10 — 11.