Планета? Нет, звезда

Александр Гурьянов

Первые планеты вне Солнечной системы были открыты три десятилетия назад. Сейчас астрофизики уже достоверно знают о существовании пяти тысяч экзопланет. Одним из основных способов их обнаружения стал метод транзитов.

Если при обращении вокруг своей звезды планета проходит между нею и Землей, то общая освещенность наведенного на нее телескопа падает. Величина падения излучения и дает возможность оценить радиус планеты.

На этом принципе работал космический телескоп «Кеплер», открывший тысячи экзопланет, существование которых обычно подтверждают независимыми способами. Другие пять тысяч объектов пока остаются кандидатами, и к ним могут возникнуть большие вопросы.

Недавно в «Астрономическом журнале» США появилась статья, в которой астрономы Массачусетского технологического института сообщают, что несколько открытых «Кеплером» планет на самом деле маленькие звезды. Команда ученых во главе с аспирантом факультета Земли, атмосферы и планетных наук Праджвалом Нираула (Prajwal Niraula) уточнила параметры материнских звезд, от которых зависят оценки размеров планет. Астрофизики нашли, что три космических объекта слишком велики, чтобы быть планетами.

Ученые оценили размеры Kepler-854b, Kepler-840b, and Kepler-699b в два — четыре диаметра Юпитера. Большинство экзопланет имеют диаметр Юпитера (дюжина земных или чуть меньше). Уже двойной размер вызывает подозрения, а больше — тем более. Четвертый подозрительный объект Kepler-747b примерно в 1,8 раза больше Юпитера, но расположен далеко от своей звезды. Его статус пока под вопросом.

Новое уточнение, несомненно, повышает качество статистических данных, приведенных в международных базах данных. Это очень важно, поскольку такая статистика необходима для разработки и проверки теорий образования планет.

Выявления чужаков не было изначальной целью авторов работы. Нираула  выделял системы звезда — планета, где они обе приобретали эллиптическую форму из-за приливного взаимодействия. При исследовании каталогов аспирант и наткнулся на Kepler-854b, которая была подозрительно большой. Уточненные данные о звездах, полученные за последние пять лет работы телескопа «Гайя», позволили выявить и других чужаков среди двух тысяч экзопланет, открытых «Кеплером».

Величины поправок к прежним массам дают уверенность, что впредь исключений из списков не будет. Стоит заметить, что результаты работы базируются на общепринятых представлениях о происхождении планет, которые предполагают аккрецию, то есть слипание космического вещества в крупное тело. Вместе с тем существуют работы, которые утверждают, что между планетами и звездами нет резкой границы ни по их параметрам, ни по их происхождению.

The Astronomical Journal, 163, 4, 172, 2022