Сорняк в кукурузе

С.М. Комаров

s20140717 ruder in zea1.jpg

Хорошо известно, что одни растения способны угнетать или стимулировать рост других. Однако кто бы мог предположить, что культурное растение само стимулирует своего врага? К сожалению, именно этот вывод следует из работы Шарон Клей (Университет Южной Дакоты). Она изучала взаимодействие канатника и кукурузы на генном уровне.

Как оказалось, канатник, выращенный вместе с кукурузой, чувствует себя отлично — он получается выше и мощнее, нежели выращенный в одиночестве, и быстро заглушает культурное растение. Кукуруза же от такого соседства испытывает стресс: ее гены, отвечающие за фотосинтез, рост и многое другое, снижают активность. Более того, если канатник выполоть на ранней стадии, когда у кукурузы выросло два — четыре настоящих листа, продукция этих генов не возвращается к норме. При этом само растение кукурузы выглядит ничуть не пострадавшим. «Наши данные свидетельствуют: бороться с сорняками надо как можно раньше», — говорит Шарон Клей.

s20140717 ruder in zea2.jpg