Квазар: молодые джеты и газовые облака

Гурьянов А.
(«ХиЖ», 2020, №5)

Как взаимодействует вещество в окрестностях сверхмассивной черной дыры? Это удалось рассмотреть телескопом ALMA, наблюдая за центральной дырой у молодой активной галактики MG J0414+0534, что находится на краю Вселенной на расстоянии от нас в 11 млрд световых лет. А помогла гравитационная линза — другая галактика, расположенная на луче зрения.

Хорошо известно, что некоторые черные дыры обращаются с падающим на них межзвездным газом так, что из него формируются мощные струи ионизированного вещества — джеты, вылетающие с полюсов дыры. Эти джеты, в которых вещество может двигаться со скоростями, близкими к световой, буквально сдувают окружающие газовые облака галактик и искажают звездообразование в них. В галактике MG J0414+0534 с беспрецедентной точностью было воссоздано расположение и движение газовых облаков СО вокруг джетов. Оказалось, что на расстоянии в две с половиной сотни световых лет от ядра галактики они разгоняют газ до 600 км/с. Размеры джетов и взаимодействующих облаков гораздо меньше, чем ожидается для галактик такого возраста. Поэтому авторы работы предполагают, что извержение джетов началось всего несколько десятков тысяч лет назад.

Процессы образования джетов пока что поняты не слишком хорошо, однако результаты этого исследования серьезно уточнили картину взаимодействия черной дыры с окружением, проливая тем самым свет на механизмы эволюции галактик.

(The Astrophysical Journal, 2020, 892, 2)