«Голубой, как небо после дождя, блестящий, как зеркало, тонкий, как бумага, звонкий, как гонг, гладкий и сияющий, как озеро в солнечный день» — таким увидели европейцы фарфор, впервые привезенный из Китая в начале XVI века. Как повезло Китаю! Сама природа предназначила ему стать родиной фарфора. В провинции Цзянь-си находятся огромные залежи редчайшего минерала, «фарфорового камня», состоящего из кварца и полевого шпата — слюды. Смешивая его с высококачественной белой глиной каолином, получают пластичную фарфоровую массу, готовую для обжига. Уже во II веке до н. э. китайские мастера умели делать фарфоровые блюда и кувшины, вазы, фигурки людей и животных, колокольчики. Термин «фарфор», по-видимому, произошел от персидского названия «фегфур», а в Китае фарфор назывался «тссени» — словом, имитирующим чистый мелодичный звук, который слышится, если постучать по тонкой фарфоровой чашечке.
|
Иллюстрация Натальи Колпаковой |
Технология изготовления фарфора в Китае была государственной тайной. Иностранцев не пускали в город Цзинь-дэ-чжень, центр фарфорового производства. Во многих странах Европы пытались разгадать секрет китайского фарфора. Он был предметом роскоши, доступным только аристократам. Тонкий изысканный фарфор ценился на вес золота. Его и называли «белым золотом».
Первым предложил состав и технологию производства фарфора немецкий физик Эренфрид Чирнгауз в 1703 году. Вместе с ним работал Иоганн Бетгер, придворный алхимик саксонского курфюрста Августа Сильного. После внезапной смерти Чирнгауза Бетгер объявил себя изобретателем европейского фарфора. Но только через четыре года он получил фарфор, внешне очень похожий на китайский. В 1710 году Август построил первую в Европе фарфоровую фабрику в городе Мейсене недалеко от Дрездена. И по сей день знаменит мейсенский фарфор — тонкий, утонченно-строгий, прозрачный, звонкий. Его эмблема — скрещенные синие мечи, — ставшая престижнейшим товарным знаком, наносится на каждое изделие вручную начиная с 1722 года. Август по-королевски «отблагодарил» Бетгера: чтобы сохранить в тайне рецептуру фарфоровой смеси, он заточил его в тюрьму, там Бетгер и умер в возрасте 37 лет.
В России фарфором серьезно заинтересовался Петр I, после того как из Китая была привезена необычная посуда для Московского аптекарского приказа. Когда король Саксонии преподнес Петру I великолепный подарок — мейсенский кофейный сервиз, — он повелел начать поиски фарфорового состава. Людей посылали в Китай и Саксонию, чтобы «вызнать тайну». Только в 1746 году русский мастер Дмитрий Иванович Виноградов, друг и соратник М.В. Ломоносова, разработал состав фарфоровой смеси, при обжиге которой получались изделия, неотличимые от китайских. Производство российского фарфора было открыто на Императорском заводе близ Петербурга. (Теперь это фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова.) Сначала там делали небольшие предметы — пасхальные яйца, подсвечники, чашечки, солонки, табакерки, шахматные фигуры, пуговицы. Первый расписной сервиз был изготовлен в 1756 году для императрицы Елизаветы. Тарелки разных размеров, блюдца, сухарницы, ложки, вилки с фарфоровыми ручками были искусно расписаны пурпурной сеткой с мелкими цветами. Отечественная фарфоровая промышленность бурно развивалась, чему способствовал указ императора Павла I, ограничивавший ввоз в страну европейского фарфора. Работы русских мастеров по качеству, изяществу и красоте не уступали немецким, но были много дешевле.
Ушли в прошлое те времена, когда состав фарфоровой массы был государственной тайной, за разглашение которой можно было поплатиться жизнью. Попытки сделать китайский фарфор, длившиеся несколько веков, привели к тому, что был открыт новый вид керамики. Европейский фарфор — не повторение китайского. Современная наука называет его твердым фарфором. Он состоит из каолина (50%), кварца (25%) и полевого шпата (25%) и обжигается при высоких температурах (1400—1500°C). Он прочен, термостоек, почти прозрачен при малой толщине, белоснежен, обладает чистым колокольным звуком. Мейсенский фарфор — это классический твердый фарфор.
Китайский фарфор, как и русский, относится к так называемому мягкому фарфору, который по прочности уступает твердому, поскольку в нем заметно меньше каолина (около 30%) и ниже температура обжига. Мягкий фарфор иногда называют фриттовым. Фритты — это многокомпонентные добавки, включающие в себя песок, селитру, морскую соль, алебастр, квасцы, гипс, свинцовое стекло. Мягкий фарфор необыкновенно красив — прозрачен, нежного бело-сливочного цвета, долго сохраняет тепло.
Если в состав твердого фарфора добавить костную золу (фосфат кальция), получится так называемый костяной фарфор, изумительно красивый, сочетающий в себе прочность, белизну, звонкость твердого фарфора и прозрачность, сияние и блеск мягкого.
Как любую керамику, фарфор покрывают глазурью (неглазурованный фарфор называется бисквитным) и расписывают красками. Подглазурные или керамические краски — это оксиды металлов. Синий цвет придает оксид кобальта, зеленый оксид хрома, желтый и красный — оксид железа. Палитра надглазурных красок много богаче: используются матовая или блестящая позолота, серебро, платина. Дополнительные оттенки краскам придают флюсы — оксиды свинца, бора и кремния.
Фарфоровой бывает не только посуда или статуэтка, но и свадьба, когда супруги отмечают 20-летие совместной жизни. В этот день юбилярам по традиции дарят фарфор как символ нежности, теплоты, элегантности и благородства.