Транспорт, который носят с собой

Вагнер Виктор
(«ХиЖ», 2016, №6)

s20160648 transport.jpg

Все жители крупных городов уже понимают, что вместить столько личных автомобилей, сколько в городе живет и работает людей, ни один город не может. Власти вводят платную парковку или ограничивают право ездить по городу: по четным дням — машины с четными номерами, и наоборот. Но всем ясно, что это полумеры.

В Голландии сделали ставку на велосипеды. Однако, как показывает практика, это может отсрочить, но не одолеть проблему. В Амстердаме, где большая часть жителей ездит на работу на велосипедах, уже и для велопарковок не хватает места [1]. Пусть на площади, которую занимает один автомобиль, можно запарковать десять велосипедов, но ведь речь идет о сотнях тысяч двухколесных машин.

К тому же оказалось, что многие голландцы вынуждены держать два велосипеда. Один, чтобы доехать от дома до ближайшей железнодорожной станции, второй — от другой железнодорожной станции до работы. Потому что если каждый пассажир потащит в вагон велосипед, места в электричке для всех не хватит.

Общественный транспорт — тоже не выход. Всегда остается последняя миля от ближайшей остановки транспорта до места назначения.

Для того чтобы полностью решить транспортную проблему в городах, нужен транспорт, который можно взять с собой в вагон электрички или автобус, унести с улицы в дом или офис, сдать в гардероб вместе с курткой. И современная техника предлагает достаточно разнообразные решения в этой области. Вопрос в том, какие из этих устройств могут претендовать на роль личного транспорта, а какие навсегда останутся спортивными снарядами, приспособлениями для развлечения.

Самое простое из транспортных средств такого рода — складной самокат. Нельзя сказать, что это новомодное изобретение. Дети катаются на самокатах уже как минимум полвека, а то и век. Конечно, современные материалы привели к кое-каким усовершенствованиям, но общий принцип остался неизменным: водитель отталкивается от земли ногой.

На самокате можно ехать по городу примерно вдвое быстрее пешехода — километров 10 в час, правда, физическая нагрузка заметно больше, чем при неспешной ходьбе. Кроме того, у самокатов достаточно большие колеса, до 20 сантиметров: это особенно актуально из-за моды на тротуары, покрытые вместо асфальта плиткой с довольно широкими швами.

Поскольку у простого самоката нет мотора и аккумулятора, он не боится грязи и сырости. Тем не менее проехать по грунтовой дороге на складном самокате вам вряд ли удастся, у его узких шин очень высокое давление на дорогу, поэтому, если вместо асфальта или плитки под колесами внезапно окажется земля, вы рискуете полететь носом через руль. Бывают самокаты с широкими и даже с надувными колесами, так называемые внедорожные, но их почему-то не делают складными, что фактически лишает их смысла как транспорт и превращает в исключительно спортивный инвентарь. Такой самокат уже не сложишь в рюкзак и не сядешь с ним в метро или автобус.

Существуют и электросамокаты самых разных весовых категорий. Но тут сразу возникают две проблемы. Во-первых, электрика боится сырости. Во-вторых, аккумуляторы — тяжелые. С пятнадцатикилограммовым агрегатом под мышкой в переполненный автобус не очень-то залезешь. Впрочем, развитие техники приводит к тому, что аккумуляторы становятся все более легкими и емкими. Сейчас выпускаются электросамокаты весом в 10 килограммов. Для крепкого тренированного спортсмена это уже посильный вес дополнительной ручной клади. Но с другой стороны, зачем крепкому тренированному спортсмену электросамокат? Он и своими ногами толкаться может.

Статья про складные велосипеды в Википедии [2] оценивает максимальный вес складной машинки, пригодный для повседневного использования, в 6 килограммов и время складывания (не считая упаковки в чехол) — в 20 секунд.

Скейтборды и роликовые коньки, на мой взгляд, перспектив в качестве транспорта не имеют. С одной стороны, у них слишком маленькие колесики. По слегка неидеальному асфальту уже не проедешь. С другой — прыжки через бордюры на скейтборде требуют несколько большей спортивной подготовки, чем втаскивание самоката за руль на тот же бордюр. А коньки слишком долго снимать-надевать.

Развитие электроники подарило нам новые виды транспорта — моноколесо и гироскутер. Эти устройства управляются компьютером, который стремится обеспечить устойчивость. Поэтому если ездок наклоняется вперед, машина начинает ехать вперед, отклоняется назад — тормозит, вправо-влево — поворачивает.

Когда я впервые увидел на улице человека на моноколесе на московской улице, то очень удивился: «Что за циркач?» Я не понимал, как на этом можно держать равновесие и ехать. Потом Евгений Золотов опубликовал в журнале «Компьютерра» серию статей [3] об этом виде транспорта. Прочитав их, я пришел к выводу, что моноколесо довольно перспективно. Самое главное, диаметр колеса тут чуть ли не вдвое больше, чем у самоката, а значит, преодолимы более плохие дороги. И складывать ничего не надо, спрыгнул с устройства, подхватил его за специальную ручку и пошел в здание или в вагон.

Но гиростабилизированный транспорт принципиально не работает без электричества, поэтому с точки зрения закона он может быть отнесен к транспортным средствам с механическим двигателем. Золотов в своей серии останавливается на проблемах, которые возникают в связи с этим, например, в Англии. По английским законам транспортное средство с двигателем не может ездить по тротуару. А чтобы оно могло ездить по проезжей части, необходимо пройти сертификацию на безопасность, установить габаритные фонари, а водитель должен получить права соответствующей (еще не изобретенной) категории. В результате гироциклы оказываются вне закона везде в городе. Самокатам (без электродвигателя) и скейтбордам проще, они приравнены к пешеходам.

Перспективы двухколесных гироциклов (с двумя колесами на одной оси), на мой взгляд, гораздо хуже. Большие модели, вроде широко известного SegWay, занимают на дороге много места и не могут рассматриваться как что-то, что можно сложить и унести в руках. Маленькие модели, распространившиеся в последнее время, имеют размеры примерно со скейтборд, но существенно тяжелее из-за аккумулятора, а по проходимости заметно уступают самокату. Так что это, похоже, скорее спортивный снаряд, как и скейтборд.

Не исключено, что в нишу компактного транспорта в ближайшее время снова ворвется велосипед, который мы с самого начала исключили как слишком большой и требующий парковки. Сейчас появляются складные велосипеды, достаточно легкие и компактно складывающиеся, чтобы их можно было таскать с собой, но в то же время сохраняющие типичные параметры велосипедной передачи, которая позволяет даже не слишком тренированному человеку ехать со скоростью 20 километров в час.

Заполнятся ли наши города в ближайшее время самокатами, моноциклами и тому подобными транспортными средствами? Москва в общем-то уже начинает. За те 15 минут, которые я трачу на то, чтобы доехать на самокате на работу, я встречаю минимум еще двух самокатчиков. А в офисе нашей небольшой фирмы рядом с вешалкой для пальто, бывает, и четыре самоката стоят. И я не вижу никаких причин, по которым эта тенденция прекратилась бы. С одной стороны, развитие технологий будет и дальше радовать нас более прочными конструкционными материалами, более легкими аккумуляторами, более умными системами поддержания равновесия. С другой — чем больше мы видим на улицах людей на самокатах и гироциклах, тем проще нам преодолеть психологический барьер перед тем, чтобы самим на что-то такое взгромоздиться.



1. http://www.citylab.com/commute/2015/02/amsterdam-has-officially-run-out-of-spaces-to-park-its-bicycl...

2. https://en.wikipedia.org/wiki/Portable_bicycle

3. http://www.computerra.ru/136933/gyrocycle-p4

123

Разные разности

07.07.2020 18:00:00

…проект ИТЭР по созданию крупнейшего в мире термоядерного реактора прошел важную веху — на место установлено основание криостата, самая большая и тяжелая часть токамака...

…созданы структуры для фотосинтеза, более эффективного, чем природный, — капли размером с клетку, содержащие мембраны хлоропластов шпината и компоненты ферментативного цикла для синтеза органических молекул из углекислого газа…

…каждая третья женщина европейского происхождения имеет «неандертальский» вариант рецептора гормона прогестерона, связанный с повышенной рождаемостью, более редким кровотечением на ранних сроках беременности и меньшим количеством выкидышей…


>>
20.05.2020 18:30:00

Вакцины – какие, сколько и на какой стадии?

Даже когда острая фаза пандемии COVID-19 закончится и меры карантина больше не будут нужны, сам вирус никуда не денется, а продолжит жить среди нас. Самый эффективный способ от него защититься – сделать вакцину.

>>
18.05.2020 19:00:00

Коронавирусы: в семье не без урода

Найдены молекулярные отличия более патогенных коронавирусов от менее патогенных. Пока не вполне ясно, как эти отличия работают. Но возможно ученые смогут понять, почему настолько похожие инфекционные агенты приводят к таким разным последствиям для человека.

>>
13.05.2020 17:00:00

…из-за снижения транспортных потоков во время пандемии коронавируса уменьшились сейсмические шумы в коре Земли; специалисты считают, что это облегчит мониторинг слабых землетрясений, вулканической активности и других сейсмических событий...

…6 марта с мыса Канаверал стартовала миссия Space X CRS-20, которая доставит на МКС 250 пробирок со стволовыми клетками человека; на протяжении месяца они будут развиваться в кости, хрящи и другие ткани в условиях невесомости...

…по мере того как на рынок выходят художественные произведения, разработанные с помощью генеративных алгоритмов и когнитивной робототехники, встает вопрос об авторском праве на них…

>>
05.05.2020 17:00:00

Смартфон может незаметно передавать секретные сведения посторонним через неучтенную разработчиками прореху на границе между столом и смартфоном. Как же это может быть? Ответ в ходе серии экспериментов получили исследователи из Вашингтонского университета.

>>