Керамика: от терракоты до фаянса

М. Демина

Все керамические материалы делятся на грубые — крупнозернистые, с высокой пористостью и тонкие — мелкозернистые, с однородной структурой. Строительный красный кирпич, черепица, терракота (от ит. «обожженная земля»), гончарная майолика — относятся к грубой керамике. Тонкая — это белая майолика, фаянс и благородный, утонченный фарфор.

pic_2010_02_64.jpg
Иллюстрация Натальи Колпаковой

Терракота — неглазурованная керамика красных и коричневых цветов используется в строительстве, для оформления зданий, отделки оград, дорожек. Гончарная майолика — та же терракота, но покрытая глазурью, которая придает гладкость поверхности, повышает ее прочность и грязеустойчивость. Майолика получила свое название от острова Мальорка в Средиземном море, откуда арабские купцы привозили ее в Европу.

Что такое глазурь? Самая простая, соляная — это измельченная глина, растертая с поваренной солью. Такой массой покрывали уже обожженные изделия и подвергали их вторичному обжигу. В результате глазурная масса расплавлялась — остекловывалась и прочно скреплялась с поверхностью. С химической точки зрения соляное глазурование — это гидролиз хлорида натрия (NaCl). Примерный состав такой глазури Na2O·Al2O3·5SiO2. При добавлении в глазурную массу соды, белил, оксидов бора, стронция, железа, кобальта, меди можно получить глазури самые разные — прозрачные, блестящие, матовые, цветные с ярким сочным чистым цветом.

Изразцы, которыми на Руси облицовывали печи, — это майолика с оттиснутым на ней рельефом. Слово «изразец» буквально означает то, что вырезано, изрезано. Русские мастера, вырезавшие деревянные формы для оттисков, создавали настоящие картины: на рельефах появлялись герои сказок и былин, диковинные птицы и животные, сцены сражений и охоты. Печь, одетая или, как говорили, убранная изразцами, была и украшением дома, и отлично грела, ведь плитки увеличивали теплоотдачу.

Белая майолика отличается от гончарной светлым цветом на изломе обожженного изделия. От чего зависит, какой вид керамики получится при обжиге: красный кирпич или тонкая светлая плитка? Конечно, от вида и состава сырья, то есть глиняной массы. Большинство видов глины (кроме белой глины — каолина) после обжига меняет свой первоначальный цвет: бурая становится красной, зеленая — розовой, черная и синяя белой. Это происходит потому, что при высоких температурах выгорают органические и минеральные примеси, придающие цвет живой, природной глине. По цвету, который глина приобретает после обжига, ее подразделяют на беложгущуюся (белый, светло-серый, светло-розовый) для тонкой керамики и красножгущуюся (красный, коричневый, фиолетовый) для грубой. Глиняная масса — это глина, смешанная с полевым шпатом, кварцем, известью, костяной золой. Белый каолин используют для получения самого совершенного вида керамики — фарфора. При обжиге он остается белым и на поверхности, и на изломе.

До появления фарфора самой ценной керамикой в Европе считался фаянс, названный так от города Фаэнца на севере Италии, крупнейшего центра по производству керамики в XIV—XV веках. Бело-кремовые кувшины, пиалы, сосуды для хранения оливкового масла и вина, элегантные чашки и тарелки с ажурными краями были в то время непревзойденными по красоте. Но фаянс уступает фарфору — он более пористый, его водопоглощение выше, механическая прочность ниже. Если в исходную фаянсовую массу ввести алюмосиликатный состав — шамот (45% Al2O3 и 5% SiO2), то получится шамотированный фаянс, тепло- и ударостойкий, из которого и сейчас делают санитарно-технические изделия — ванны и раковины.

Там, где люди находили крупные залежи глины, особенно белых сортов, возникали керамические производства. Так в XIV веке на московской земле появилась Гжель, центр гончарного ремесла России, поставщик царского двора. С XVII века развивается знаменитый гончарный промысел города Скопина под Рязанью. Глиняные игрушки — «дымковские» из Кирова (теперь Вятка), «филимоновские» из Тульской области, «абашевские» из Пензенской, «хлудневские» из Калужской — уникальное явление декоративно-прикладного искусства России. Чудесные, празднично-яркие, нарядные фигурки людей, животных, птиц стали украшением современного домашнего интерьера. Есть звучащие игрушки: от простеньких свистулек до настоящего музыкального инструмента — глиняной окарины. Кстати, окарина очень популярна в Италии, там она — непременный участник народных оркестров.

Керамика — не только посуда, кирпич или облицовочная плитка. В современном понимании это любой неорганический неметаллический материал, иногда с минеральными добавками, получаемый под воздействием высоких температур с последующим охлаждением. Любая керамика — хороший диэлектрик, то есть имеет большое электрическое сопротивление. Сегнетокерамика, пирокерамика, пьезокерамика — это керамические материалы, из которых делают изоляторы, терморезисторы, конденсаторы высокой емкости, инфракрасные детекторы, зажигалки для газовых плит, звуковые генераторы, гидролокаторы и многое другое.

Разные разности
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...