Дайте соль насекомым

Любовь Стрельникова
(«ХиЖ», 2022, №)

pic_2022_04_29.jpg

Иллюстрация Александра Кука

Наверняка вы знаете, что соль, а точнее, входящие в ее состав ионы натрия, нужны любому живому существу. Иначе нарушится водно-солевой баланс в организме, и он перестанет нормально работать.

У хищников и всеядных, к коим относится человек, проблем с солью нет — они едят мясо, в котором благодаря крови соли много. Куда сложнее травоядным. Вот почему по весне добрые люди устанавливают в лесах специальные солонцы, на которых размещают соляные блоки-лизунцы — куски каменной соли, чтобы их лизали травоядные лоси. Они с радостью лижут и, уверена, мысленно благодарят людей.

А нужна ли соль насекомым? Этим вопросом задались экологи из Мичиганского университета и получили на него ответ в интересном эксперименте. Они выбрали пять видов луговых цветущих растений, в том числе тысячелистник и пурпурный конус, и вырастили их в горшках в теплице.

Каждый день, если он был теплым и солнечным, с июля по август прошлого года студентка Университета Вермонта, которая входила в исследовательскую группу, посещала теплицу. Каждый раз с помощью крошечного ручного насоса она высасывала нектар из половины цветов и заменяла его сладким раствором, в котором содержался 1% обычной соли.  Другая половина растений с обычным нектаром служила контролем.

Затем растения в горшках выставляли на небольшую площадку на лугу и наблюдали за ними три часа. Довольно напряженное было наблюдение, потому что исследователи фиксировали всех опылителей, прилетевших к цветам.

И вот вам результат. Те цветы, что содержали сладко-соленый нектар, привлекли почти в два раза больше опылителей. Кроме того, их выбрали в два раза больше видов опылителей — пчел, бабочек, муравьев и других. Одним словом, сладко-соленые цветы пользовались куда большим спросом среди насекомых.

Конечно, такое исследование — это не удовлетворение любопытства за государственный счет. Опылители имеют решающее значение для трети мировых культур. Но их, опылителей, становится все меньше по множеству причин. Поэтому рано или поздно придется что-то придумывать, а для этого очень важно понимать, как взаимодействуют опылители и растения между собой.

На самом деле, люди, выросшие на селе, на фермах и в деревнях, прекрасно это знают, потому что видели не раз, как бабочки и мотыльки высасывают из почвы вокруг грязевых луж обогащенную солью воду. Как некоторые насекомые пьют пот и слезы домашнего скота, чтобы извлечь из них соль. Охотятся за кровью они и на открытых рынках, где разделывают мясо, и роятся вокруг барбекю.

Профессор гистологии Кен Саладин рассказал о вполне научном эксперименте, который он выполнил вместе со своим внуком-школьником. Они поставили четыре неглубокие чашки вокруг муравейника. В одной чашке был сахар, в другой — соль, в третьей — хлеб, в четвертой — кусочек мяса. Им интересно было узнать, что предпочтут муравьи. Их гипотеза была — сахар.  И она провалилась. Когда дед с внуком вернулись через несколько часов, муравьи облепили всю соль, а три другие чашки полностью игнорировали. Действительно, соль для муравьев — более редкая находка, чем белки и углеводы.

Думаю, такой простой, но очень наглядный эксперимент можно легко повторить со своими детьми или внуками на даче. Будущих исследователей надо выращивать с пеленок.

22.07.2022 18:00:00

В США считают, что один из надежных способов уменьшить число погибших в дорожных авариях — это постоянно информировать водителей о количестве жертв на дорогах, размещая эту информацию на специальных табло, расставленных вдоль дорог. Например — «1669 смертей в этом году на дорогах Техаса!» Предполагали, что лишнее напоминание должно мобилизовать водителя. Но оказалось всё наоборот!