Благовонные бурсеры

Н. Ручкина
(«ХиЖ», 2021, №11)

pic_2021_11_52.jpg

Иллюстрация Петра Перевезенцева

Либо индейцы Центральной Америки жили в зарослях лекарственных растений, либо любое чем-либо выдающееся растение становилось у них лекарственным. В частности, мексиканцы очень ценят деревья, относящиеся к роду Bursera.
Род насчитывает около 105 видов деревьев и кустарников, растущих от юга США до Перу и Карибских островов. Девяносто два вида обитают в Мексике, большая их часть эндемики. Род Bursera описал австрийский ботаник Николаус Йозеф Фрайхер фон Жакен  (1727—1817), почетный член Петербургской академии наук и Московского общества испытателей природы. В 1754—1759 годах он путешествовал по Америке, собирая растения для коллекции австрийского императора Франца I, тогда и познакомился с бурсерой. А назвал он ее в честь немецкого ботаника Иоахима Бурсера (1583—1639), проведшего последние годы жизни в Дании.

Бурсеру подразделяют на две группы: Bursera и Elaphrium. Неспециалисту легче всего отличить их по коре. У подрода Bursera кора яркая, (у разных видов она разного цвета), гладкая и покрыта тонким, шелушащимся слоем. У Elaphrium кора серая или красновато-серая, шершавая и не шелушится.

Многие виды бурсер выделяют ароматную смолу, которая защищает растение от травоядных. Индейцы майя называли эту смолу «копал» и использовали как благовоние при религиозных церемониях, а заодно и насекомых ею отгоняли. Смола достаточно плотная, а со временем, когда она выдыхается, окисляется и полимеризуется, превращается в камень, подобный янтарю, который также называется копал. Приятный запах источает не только смола, но и горящая кора, и древесина, и даже листья, если их размять. Как не полечиться таким ароматным растением! Индейцы и лечились.

Хотя разные виды деревьев применяют при разных заболеваниях, всем им приписывают болеутоляющее и противовоспалительное действие и лечат с их помощью ревматизм, простуду, кожные опухоли, полипы и венерические заболевания.

Многие выращивают на подоконнике бурсеру мелколистную B. microphylla, или слоновое дерево. Названо оно так за толстенький ствол и утолщенные нижние ветви. В цветочном горшке деревце крошечное, а в лесу вырастает метров до десяти, и местные жители в медицинских целях используют все его части: кору, листья и даже крошечные цветки и плоды.

Листья мексиканского эндемика Bursera penicillata заваривают и пьют при простуде, а смолу жуют при зубной боли. А смола Bursera submoniliformis помогает еще и при метеоризме. Bursera arida  — антидепрессант и средство от кашля. И это далеко не полный перечень всех лекарственных бурсер.

pic_2021_11_53-2.jpg

Bursera simaruba шелушится как обгоревший на солнце турист

Фото Louise Wolff

Самая распространенная из них — Bursera simaruba, мексиканкая лаванда. Вообще, у этого дерева много имен: гамбо-лимбо, яла-гито, медное дерево, голый индеец. Оно покрыто шелушащейся красноватой верхней корой, под которой находится гладкий серый нижний слой. Из-за этой коры, которая напоминает некоторым облезающую кожу обгоревших на солнце туристов, растение называют туристическим деревом. Листья у него яркие, сложные, цветочки мелкие, розовые, желто-зеленые или белые, собраны в соцветия. Плоды — красно-коричневые костянки, мелкие, но съедобные.

В перечне медицинских свойств мексиканской лаванды больше полутора десятков пунктов. Среди них псориаз, экзема, кожный грибок, раздражение от сока других растений, сыпь, язвы и ожоги, носовые кровотечения, головные боли и боли в желудке, простуда, лихорадка, диарея, корь. Индейские целители заваривают кору, листья и корни, отвары пьют и применяют наружно. Чай из коры якобы помогает при солнечных ударах и инфекции мочевыводящих путей и даже снижает давление. Смолу жуют как потогонный, мочегонный, слабительный, ранозаживляющий препарат и лекарство от желтой лихорадки. Кашицу из измельченных листьев и коры кладут на лоб при лихорадке или на пораженный участок при аллергии и зуде. Однако более всего индейские лекари ценят кору B. simaruba как противоядие при змеиных укусах.

Когда бурсерами заинтересовались ученые и медики и стали расшифровывать их биохимический состав, они пришли к выводу, что основным противоядием служат терпены, особенно альфа-пинен. Терпены якобы связывают белки змеиного яда и нейтрализуют их активность. Это довольно странный вывод. Пинены входят в состав смол и эфирных масел самых разных растений, особенно их много в смоле хвойных, даже название они получили от слова pinus — «сосна». Но сосновую смолу никто не использует как противоядие. Очевидно, исследователи в данном случае чего-то недопоняли. Впрочем, любознательность ученых направлена  не на змеиные укусы, а на противоопухолевые свойства бурсер.

Бурсеры содержат фенольные соединения лигнаны, и многие их них подавляют клеточное деление в культурах раковых клеток. Разные виды содержат разные соединения, активные против разных клеточных культур. Лучше всего исследованы лигнаны бурсеры ароматной Bursera fagaroides. Первые биологически активные соединения из ее коры выделили еще в 1969 году, а к настоящему времени ученые идентифицировали 19 лигнанов ароматной бурсеры. Помимо проб на культурах клеток, действие лигнанов проверили в нескольких экспериментах на мышах — они тормозили рост некоторых опухолей и увеличивали время выживания грызунов.

По мнению исследователей, действие лигнанов основано на взаимодействии с клеточным белком тубулином. Белок входит в состав микротрубочек, а лигнаны их разрушают. Микротрубочки необходимы для поддержания формы клетки, ее подвижности и деления. Лишенные микротрубочек раковые клетки не могут делиться и мигрировать. Правда, делятся и мигрируют в организме не только клетки опухоли, но этот вопрос энтузиасты бурсеры пока не обсуждают.

pic_2021_11_54.jpg

Бурсера ароматная

Фото Michael Wolf

Исследователи считают, что именно лигнаны позволяют излечивать венерические и кишечные заболевания, вызванные бактериями и простейшими, например лямблиями. Эти паразиты тонкого кишечника нарушают его секреторную функцию, мешают всасыванию жиров и углеводов, раздражают кишечный эпителий. Все исследованные лигнаны не дают лямблиям прикрепляться к стенкам кишечника, а некоторые подавляют их рост. А еще экстракт коры бурсеры ароматной не дает жить дизентерийной амебе Entamoeba histolytica. Но и эти эффекты изучены только в пробирке, и не факт, что в кишечнике происходит то же самое. Если лигнаны вообще достигают толстого кишечника,  где обосновалась амеба.

Лигнан ароматной бурсеры, ятеин, подавляет размножение вируса простого герпеса в клеточных культурах.

Увы, экспериментов на животных практически нет, не говоря уже о клинических исследованиях! А ведь Bursera fagaroides считают наиболее изученным с точки зрения биологических эффектов видом.

Хотя и другие виды бурсер не оставляют без внимания. Из гамбо-лимбо, например, выделили лигнан пикрополигамаин, цитотоксическая активность которого в культурах раковых клеток сравнима с активностью противоопухолевого антибиотика адриамицина. Его листья содержат эфир бета-пельтатина, смягчающий воспалительный отек крысиной лапы. А на кроликах и изолированных крысиных сердцах доказано, что экстракт коры расширяет сосуды и снижает давление, причем однократный прием оказывает долговременное действие. Из листьев Bursera roseana выделили лигнан бурсехернин, подавляющий рост гонококков и одноклеточных паразитов трипаносом.

К сожалению, внимание ученых поглощено преимущественно выделением лигнанов и определением их противоопухолевой активности. Свойства отдельных соединений, обнаруженные в пробирке или клеточной культуре, не доказывают лечебного действия растений, а более убедительных аргументов наука нам пока не предлагает. Но зато мы можем любоваться бурсерами, выращивать их на подоконнике и вдыхать их чудесный аромат.

pic_2021_11_53-1.jpg