Галактика с хвостом

И. Иванов

В классе карликовых галактик диффузные галактики отличаются низкой светимостью и относительно большими размерами. Их средний радиус превышает 5 тысяч световых лет. Звездообразование в диффузных карликовых галактиках может быть и активным, и нет. В последнее время астрофизики стали настойчиво ими интересоваться. Связано это с большим количеством таких неярких галактик, открытых современными специализированными обзорами неба в группах других галактик. Астрофизиков уже несколько десятилетий занимает вопрос происхождения загадочных размытых объектов. Рождены ли они диффузными или их размер увеличился из-за более поздних процессов?

Одну из ближайших к нам ультрадиффузных галактик F8D1 подробно изучила международная группа астрофизиков, которой руководил доктор Рокас Жемайтис (Rokas Žemaitis) из Эдинбургского университета. Галактика расположена у границы созвездия Большой Медведицы. F8D1 принадлежит к группе, окружающей массивную спиральную галактику М81, и отдалена на 230 тысяч световых лет от нее. Открыли размытую галактику два десятка лет назад и с тех пор не изучали.

Астрономы уточнили характеристики F8D1 в принадлежащий Японии телескоп Субару на Гавайях и телескоп Канада-Франция-Гавайи. Радиус галактики не превышает 6500 световых лет. Она имеет гигантский размытый хвост из звезд, ответственный примерно за треть ее излучения, и растянувшийся от нее на 200 тысяч световых лет. Такой хвост впервые обнаружен у ультрадиффузной галактики.

Хвост из звезд — это явное свидетельство того, что эволюция галактики в последние миллиарды лет привела ее к современной экзотической форме. Астрофизики предполагают, что появление звездного хвоста было вызвано пролетом галактики F8D1 вблизи М81, доминирующей в ее группе. Гравитация М81 растянула часть звезд в линию, отняла у маленькой галактики газ, необходимый для формирования ее светил, и этим остановила звездообразование в ней. Теперь ученые думают, что и другие ультрадиффузные галактики эволюционируют подобным образом. Однако разрешения современных телескопов пока недостаточно для подробных исследований.

К сожалению, F8D1 лежит вблизи границы области неба, наблюдаемой в телескопы. Поэтому астрономам удалось увидеть лишь один рукав ее звезд, распространяющийся в северо-восточном направлении неба. Сейчас группа занята поиском второго рукава, простирающегося в противоположном направлении. О работе рассказано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.