Граница

Жаклин де Гё
(«ХиЖ», 2016, №12)

s 20161251 granitsa.jpg
Художник Е.Станикова
Обычно Рочев с утра первым делом отправлял на Землю отчет о суточной добыче, потом шел на кухню за кофе и бутербродами.
Но сегодня из базы данных вместо цифр и диаграмм выскочила сначала дата — 31 декабря, — а потом голографический Дед Мороз, радостно развернувший транспарант: «Дорогие вахтовики, в Новый год фирма дарит выходной даже вам!»
Рочев пару секунд ошарашенно смотрел на голограмму.
Целый свободный день... и что с ним делать?
Он влез в комбинезон и вышел на крыльцо.
С пасмурного неба сыпался мелкий снег.
Между мерзлыми кочками темнела стылая вода.
Ряд плотно насаженных, не по-земному высоких колючих кустов разделял инопланетное болото на две части, обозначая границу между участками разных корпораций. На противоположной стороне виднелась диспетчерская фирмы-конкурента — точно такая же станция, как у Рочева, только флаг норвежский. И точно так же в пятидесяти шагах от нее торчала наблюдательная вышка, увенчанная стационарным роботом-соглядатаем, — договоры о неприкосновенности чужой промысловой территории давно уже возвели в ранг закона и за их соблюдением следили очень строго.
Норвежец стоял под флагом и смотрел на падающий снег.
Рочев улыбнулся, нажал на браслет. Над головой вспорхнула надпись-мыслеобраз:
«Тоже выходной?»
«Ага».
«Что делать будешь?»
Норвежец, не задумываясь, выдал:
«Готовить!»
«Точно!» — подумал Рочев.
Он помахал соседу, вернулся в дом и до самых сумерек топтался на кухне, переругиваясь одновременно с синтезатором пищи, плитой и кухонным комбайном. Наконец работа была завершена.
На тарелках красовались соленые грузди, сочные помидоры и неизменные бутерброды с колбасой и сыром. Под колечками лука серебристо блестела селедка. В духовке доспевало жаркое. А в центре стола стояла огромная салатница с оливье.
Рочев полюбовался натюрмортом, вышел на крыльцо, завиртуалил над болотом северное сияние.
Выглянул норвежец:
«Уже?»
«Ага. Целый тазик оливье настрогал».
«Что такое оливье?»
Рочев в картинках изобразил процесс приготовления и конечный продукт.
«Круто, — уважительно просигналил норвежец. — Вкусно, наверное».
Рочев даже расстроился.
«Я бы отнес тебе попробовать, — написал он в морозном воздухе, — но уволят же, черти. Да еще граница эта, с шипами в три ряда — не продерешься...»
Громкий треск прервал беседу.
Оцепенев, диспетчеры смотрели на ковыляющий к станции Рочева здоровенный куст. На том месте, где он только что рос, в границе зияла обширная брешь.
У крыльца куст остановился, приветливо махнул шипастой веткой.
Над головами людей синхронно вспыхнуло:
«Этого не может быть!»
«Почему? — удивился куст. — Моя планета, где хочу, там и хожу, ваши конторы не указ. Давай свой оливье. Отнесу».

Разные разности
Солнечные батареи отбрасывают тень
Исследователи из Корнельского университета детально исследовали, как изменяется жизнь водоема, на поверхности которого лежат солнечные панели.
Песни китов похожи на человеческую речь
Какой язык более эффективен? Тот, в котором слова короче. Во-первых, на их произношение человек тратит меньше энергии и меньше времени. А во-вторых, короткие слова легче воспринимать. Как выяснилось, и горбатым китам не чужда эта премудрость.
Ивановские нанотехнологии работают!
Химики всегда занимались нанотехнологиями, потому что постоянно манипулировали молекулами и атомами, молекулярными кластерами и комплексами (а это все нанообъекты). Всегда занимались нанотехнологиями и в Ивановском химико-технологическом университете...
Умные российские стекла
Под американские санкции неожиданно попала никому не известная в России маленькая наукоемкая компания «Октогласс». Ее основали в 2017 году молодые специалисты и предприниматели, выпускники МИФИ, СамГТУ и МИРЭА. Чем же наши молодые разр...