Иммунный ответ в носу

Любовь Стрельникова
(«ХиЖ», 2023, №1)
pic_2023_01_29.jpg
Иллюстрация Петра Перевезенцева

Все мы болеем простудами и всякими острыми респираторными вирусными инфекциями. И конечно же мы давно заметили, что простужаемся, когда на улице холодает — осенью, зимой и весной. И возникает вопрос — почему мы заражаемся этой инфекций, когда холодно? Откуда эта сезонность?

Тут есть разные версии. Некоторые считают, что все дело в замкнутых помещениях, где в холодные времена года собирается много людей. Они проводят там больше времени, а помещения к тому же не проветриваются, потому что дует. В результате складываются идеальные условия для передачи инфекции привычным для нее воздушно-капельным путем.

Однако изоляция во время пандемии ковида показала, что люди, работающие дома, не переставали простужаться осенью, зимой и весной.

Есть еще одно объяснение, которое давали медики. Отвечали они приблизительно так: да это же понятно! Организм переохлаждается, поэтому и цепляет вирус.

Но это не ответ. И вопрос остается — почему вирус предпочитает переохлажденный или замерзший организм? Что в нем не так?

Для того и нужна наука, чтобы отвечать на всякие такие заковыристые вопросы, а в данном случае — насущные. Важно ведь знать, почему мы простужаемся. И вот наконец тайну раскрыли.

Оказывается, у сезонных колебаний заболеваемости вирусными инфекциями верхних дыхательных путей, которые мы наблюдаем каждый год, биологическая первопричина. Нос — это первый пропускной пункт для инфекции на ее пути в организм. Поэтому с врагом было бы неплохо разделаться прямо здесь, в носу.

Именно такой сценарий предусмотрела природа. Как только человек вдохнул вирусы, они первым делом попали в нос. И тут же, в носу, запускается местный иммунный ответ. Он заключается в том, что клетки в передней части носа начинают выпускать навстречу вирусам миллиарды крошечных мешочков, наполненных жидкостью. Их называют внеклеточными везикулами.

Они проникают в слизь, которой выстлана поверхность носа изнутри, и служат приманкой-обманкой для вирусов. Вирусы воспринимают эти мешочки, которые к тому же еще и украшены рецепторами для вирусов, как свою цель — клетки носа. Пытаются в них проникнуть. А там-то их и уничтожают иммунные белки.

Чем больше этих приманок-везикул, тем меньше шансов у вируса добраться до клеток носа. Все это напоминает эффект от разгрома осинового гнезда, в которое засунули палку. В нашем случае — вирус.

Так вот, исследования показали, что эта природная защитная реакция подавляется при более низких температурах. Когда холодает на улице, то неизбежно холодает и в носу. Если температура в носу снизится на пять градусов, то иммунный ответ притупится, потому что выброс внеклеточных везикул уменьшится почти вдвое, а противовирусные белки в них окажутся поврежденными.

И вот я думаю — а не связать ли мне варежку на нос? Между прочим, в свете открывшихся обстоятельств, неплохой бизнес мог бы получиться. Наукоемкий.

Разные разности
Солнечные батареи отбрасывают тень
Исследователи из Корнельского университета детально исследовали, как изменяется жизнь водоема, на поверхности которого лежат солнечные панели.
Песни китов похожи на человеческую речь
Какой язык более эффективен? Тот, в котором слова короче. Во-первых, на их произношение человек тратит меньше энергии и меньше времени. А во-вторых, короткие слова легче воспринимать. Как выяснилось, и горбатым китам не чужда эта премудрость.
Ивановские нанотехнологии работают!
Химики всегда занимались нанотехнологиями, потому что постоянно манипулировали молекулами и атомами, молекулярными кластерами и комплексами (а это все нанообъекты). Всегда занимались нанотехнологиями и в Ивановском химико-технологическом университете...
Умные российские стекла
Под американские санкции неожиданно попала никому не известная в России маленькая наукоемкая компания «Октогласс». Ее основали в 2017 году молодые специалисты и предприниматели, выпускники МИФИ, СамГТУ и МИРЭА. Чем же наши молодые разр...