К людям, к людям —
мы их любим,
к ним, к ним!Семен Кирсанов. Дельфиниада
Иллюстрация Владимира Камаева |
Шестидесятые годы двадцатого века родили один миф, который стал провозвестником изменения важной парадигмы в биологии — парадигмы о разумности животных. Это миф о дельфинах. Некоторые объективные причины для появления этого мифа наличествовали. Мозг взрослого дельфина около 1700 граммов, что выше среднего веса мозга человека (1400), извилин в коре в два раза больше, чем у человека. Сейчас ученые насчитывают в словарном запасе дельфинов около 14 тысяч звуковых сигналов.
И хотя легенды о миролюбии дельфинов, о том, что они спасают потерпевших кораблекрушения, об их стремлении помогать людям скорее не подтверждаются, фантасты активно содействовали появлению таких легенд.
В 1960 году вышла небольшая повесть Лео Сциларда (правильнее эту венгерскую фамилию транскрибировать как Силард) «Голос дельфинов». Это повесть о том, как в будущем, в 1985 году, Россия и США договорятся об ограничении ядерного вооружения. Дельфины в этой истории обладают огромным интеллектуальным потенциалом, превосходящим человеческий. Язык дельфинов был изучен английскими и советскими учеными, что позволило им договориться. Возможно, именно эта повесть сыграла большую роль в изменении мировоззрения Андрея Сахарова, когда в 1961 году он смог ее прочитать.
Георгий Гамов при переиздании в 1965 году своей книги «Мистер Томпкинс исследует атом» (1944) включил в текст фразу «Разве знаменитый венгерский ученый Лео Сцилард не сказал однажды, что дельфины обладают более развитым интеллектом, чем люди?» и дополнил книгу рассказом о том, как Поль Дирак беседует с дельфином о некоторых тонкостях современной физики.
В романе Артура Кларка «Остров дельфинов» (1963) профессор Казан занимается изучением языка дельфинов и рассуждает о возможном сотрудничестве между людьми и дельфинами, а дельфины в свою очередь просят у людей защиты от косаток.
В целом отношение к дельфинам у пишущей братии складывалось примерно так, как это выразил в стихотворении «Дельфины» (1966) Леонид Вышеславский:
Ни на минуту нет сомненья,
что скоро, скоро я пойму
язык ваш, веру и стремленья,
мои собратья по уму.
Далеко не всегда произведения о наших морских братьях по разуму отличались высокой художественностью или хотя бы новизной подхода к проблеме, но фантасты с удовольствием эксплуатировали эту тему. Например, в рассказе Михаила Грешнова «Обратная связь» (1967) герои изучают поведение дельфинов и стараются добиться обратной связи, вживляя электроды в мозг подопытных животных и себе самим. Делают они это крайне непрофессионально, ничего толком не добиваются, даже погибая, зато автор отметился на популярной площадке.
Сказочные или научно-популярные книги Дмитрия Ольченко «По пути к Атлантиде» (1967, о том, как дети, используя логофарм — прибор, позволяющий общаться с животными, — подружились с дельфинами и кальмарами) и «Приключения Гука» (1968, история о кругосветном плавании изгнанного из своего рода дельфина Гука и его открытиях удивительных тайн Мирового океана) Тура Трункатова (известных ученых-биологов Всеволода Бельковича и Алексея Яблокова, которые выпустили книгу под псевдонимом), скорее, своей целью имели лишь стремление познакомить детскую аудиторию с современными представлениями о морской жизни.
Особняком в этом ряду стоит небольшая повесть Владимира Высоцкого «Дельфины и психи» (1968, опубликована впервые за рубежом в 1980 году) с подзаголовком «Записки сумасшедшего, или Жизнь без сна». Дельфины здесь появляются, проявляют и разум, и агрессивность, хотя происходит все это, вероятнее всего, в воспаленном мозгу главного героя. Тем не менее интересны откровения одного из дельфинов:
«Почему мы не говорили, а потом вдруг и все сразу? Мы говорили, мы давно говорили, несколько тысяч лет назад говорили, но что толку? Цезарю говорили, Македонскому, Нерону, даже пытались потушить пожар. “Люди, — говорили, — что вы?” А потом плюнули и замолчали, и всю дальнейшую историю молчали, как рыбы, и только изучали, изучали вас — людей. После войны вы построили океанариумы, и Дж. Лилли с приспешниками начал свои мерзкие опыты. Контакта захотели. Мы терпели и это, чтоб не нарушать молчания и увидеть, до чего же в своих опытах может дойти разумное существо, стоящее на довольно высокой ступени, хотя и значительно ниже нас, ибо утверждаю, что всякая нетехническая цивилизация, основанная на самоусовершенствовании индивидуумов, выше всякой технократии! Можете убедиться. Мы не делали ни одного опыта над вами, и только некоторые дельфины позволяли себе контакты с людьми, но это были психически ненормальные индивидуумы, им разрешалось из жалости».
Любопытно, что сходное отношение высказывал Виктор Колупаев, который о дельфинах практически не писал, зато реально работал с ними: «У меня была интереснейшая работа. Например, мы в лаборатории Сибирского физико-технического института, где я работал, создавали аппаратуру, способную излучать сложный ультразвуковой сигнал. Известно, что дельфины общаются как раз в ультразвуковом диапазоне; и вот в командировке на Черном море мы целый месяц провели с ними. Это было огромное сооружение в гектар величиной, разбитое на вольеры, стоящее на бетонных сваях, выходящих прямо из моря. Закрытое предприятие. Дельфинов там учили разным вещам, например, загонять рыбу в сети. Мы с ними очень сдружились. Кататься на дельфинах верхом — в буквальном смысле, сидя, как на лошади, невозможно; на нем можно только лежать. Пообщавшись с ними, ответственно заявляю: это не звери, это по-настоящему разумные существа».
Впервые дельфины появляются у Колупаева лишь в последнем романе «Сократ Сибирских Афин» (2002), где можно найти интересные отголоски давних событий — и о работе автора с этими животными, и об их поведении, и о забастовке…
Бегством дельфинов из секретной американской лаборатории заканчивается и роман Робера Мерля «Разумное животное» (1967), в котором подопытный дельфин заговорил на человеческом языке, но отказался выполнять задания по установке мин на вражеские корабли, потому что любил всех людей, независимо от принадлежности к какой-либо стране. Как обстоит в реальности дело с боевыми дельфинами, не совсем ясно. Например, ВМС США отрицает, что когда-либо обучали своих морских млекопитающих причинять ущерб или вред людям, а также доставлять устройства для уничтожения вражеских судов. ВМФ России вроде бы прекратил обучение дельфинов для военных целей в 1990-е годы, но в 2016 году на сайте государственных закупок появился заказ на покупку пяти дельфинов для Министерства обороны РФ. В любом случае, известно, что дельфинов и морских львов привлекали к обнаружению мин, вражеских подводников и кораблей.
В конце 1970-х тема разумных дельфинов потихоньку угасла в фантастике. В повести Вячеслава Назарова «Зеленые двери Земли» (1977, выходила также под названием «Бремя равных») разумная цивилизация дельфинов, которая управляет равновесием в Мировом океане, принимает решение считать контакт с людьми преждевременным, поскольку те еще недостаточно разумны. (В скобках заметим, что и сами дельфины в повести выглядят излишне наивными и не представляющими по-настоящему всю опасность человеческой цивилизации.)
В похожей манере сделана и повесть Юрия Аликова и Владимира Капустяна «Гонцы Нептуна» (1979), по которой чуть позже был снят фильм «Люди и дельфины» (1983).
А в «Путеводителе по Галактике для путешествующих автостопом» (1979) Дугласа Адамса дельфины представляют собой вторую разумную расу на планете Земля после мышей и пытаются уговорить людей не разрушать собственную планету.
В это же время в США вышел первый роман цикла «Возвышение» Дэвида Брина «Прыжок в Солнце» (1980). Человечество в этом романе занимает довольно серьезное положение в межгалактической иерархии цивилизаций прежде всего потому, что самостоятельно занялось Возвышением (по Брину, это помощь другим расам в развитии и освоении разума). Люди возвысили две земные расы — дельфинов и шимпанзе (причем шимпанзе тайно возвышают другие расы обезьян, в частности горилл). В этом цикле земляне путешествуют по космосу на специальных кораблях, которые приспособлены для участия в экипажах дельфинов, то есть в кораблях отсеки заполнены водой, чтобы дельфины могли свободно перемещаться по кораблю наравне с людьми и шимпанзе.
Пожалуй, последние сорок лет в фантастике практически не принесли никаких новых идей о дельфинах. Например, в романе Энн Маккефри «Дельфины Перна» (1994) эти существа прилетели на Перн вместе с людьми и помогали им ловить рыбу, предупреждали о морских опасностях. Дельфины Перна даже могут говорить на человеческом языке, хотя на самом деле у них нет голосовых связок. Такая вот фантастика.