Батареи для экспресс-зарядки

Александр Гурьянов

Электромобили сегодня популярны, как никогда. По-видимому, через десятилетия они станут основным средством передвижения. Но их широкое распространение сдерживают свойства аккумуляторов в них. Лучшие энергоемкие литий-ионные батареи уже способны запасти от четверти до трети киловатт-часа на килограмм своего веса. Это означает, что современные батареи позволяют построить электромобиль, который будет пробегать полтысячи километров на одной зарядке аккумулятора в сотню киловатт-часов. Очевидно, вес его составит несколько сот килограммов.

Однако заряжаются нынешние аккумуляторы очень долго, иногда десятки часов, поэтому их полное восстановление в пути проблематично. Второй недостаток состоит в том, что разведанных запасов руд для производства кобальта, графита и лития попросту не хватит при электромобилизации всего человечества. Если батареи электромобилей останутся принципиально такими же, их попросту не достанется всем желающим.

Несмотря на эти соображения, власти самого «зеленого» в США штата Калифорния приняли решения в ближайшие 13 лет полностью заменить автомобили с двигателями внутреннего сгорания на электрические, а Евросоюз ввел против первых драконовские меры.

Выход предложили исследователи университета штата Пенсильвания во главе с профессором механической инженерии Вэнгом Чао-Янгом (Chao-Yang Wang). Они слегка модифицировали литий-ионную батарею (265 киловатт-часов на килограмм веса), чтобы она быстрее заряжалась. Это позволило ученым за 12 минут зарядить ее до 75% емкости. Они смогли сделать это более 900 раз. Суммарный  энергоресурс такого числа зарядок эквивалентен пробегу в 800 тысяч км.

Секрет быстрой зарядки батареи кроется в оптимизации идущих в ней электрохимических реакций в режиме реального времени. Делается это автоматически с помощью непрерывной регуляции ее температурного режима. Если раньше ее помещали в емкость с регулируемой температурой, то теперь физики внесли небольшие изменения в саму конструкцию, вставив внутрь ультратонкую никелевую фольгу. Она-то и позволяет регулировать температуру заряда современных автомобильных аккумуляторов для поддержания в высокоактивном состоянии их электрохимических процессов. Ученые также построили теоретическую модель происходящих явлений.

Профессор Чао-Янг отмечает, что его технология быстрой зарядки в пути позволит понизить емкость средней автомобильной батареи в три раза. Однако это будет справедливо только при наличии разветвленной сети станций для зарядки электромобилей. Необходимо и массовое принятие технологии автовладельцами. На наш взгляд, новая технология не меняет ситуацию радикально, как это пытается представить рассказавший о ней журнал «Nature».


(Nature, October 12, 2022)

Разные разности
Безопасная замена фентанилу
Исследовательская группа из Майнцского университета им. Иоганна Гутенберга, кажется, нашла возможное альтернативное обезболивающее. Им оказался анихиназолин B, который выделили из морского гриба Aspergillus nidulans.
Наука и техника на марше
В машиностроении сейчас наблюдается оживление. И то, о чем пойдет речь в этой заметке, это лишь малая толика новинок в области специального транспорта, который так необходим нам для освоения гигантских территорий нашей страны.
Пишут, что...
…даже низкие концентрации яда крошечного книжного скорпиона размером 1–7 мм (Chelifer cancroides) убивают устойчивый больничный микроб золотистый стафилококк… …скрученные углеродные нанотрубки могут накапливать в три раза больше энергии на еди...
Мамонты с острова Врангеля
Остров Врангеля открыл в 1707 году путешественник Иван Львов. А в конце XX века на острове нашли останки мамонтов. Их анализ показал, что эти мамонты дольше всего задержались на Земле. Но почему же они все-таки исчезли?