Рожденная в огне

М. Демина
(«ХиЖ», 2011, №9)

«Как называется этот камень?» Молодая женщина с неподдельным восхищением склонилась над витриной, где за стеклом на темно-синем бархате лежала брошь, загадочно мерцающая льющимся изнутри небесно-голубым светом. Глубина, чистота и насыщенность цвета очаровывали. Но это не камень, а эмаль.

При слове «эмаль» сразу вспоминаются эмалированные кастрюли, чайники, миски с незатейливыми розово-голубыми цветочками. Эмалированная посуда, еще совсем недавно безраздельно царившая на кухне, теперь медленно, но верно вытесняется металлической, стеклянной, пластмассовой. Эмалированные ванны и раковины заменяют на современные акриловые и керамические, сделанные из мраморной или гранитной крошки. И только ювелирная художественная эмаль, рождающаяся в огне, объединяющая в себе два несовместимых на первый взгляд материала — металл и стекло, столетиями сохраняющая первозданную яркость красок, остается во все времена дорогой, изысканной, элитарной.

pic_2011_09_64.jpg
Иллюстрация: Н. Ларкина

Эмаль (фр. email) — это прочное легкоплавкое стекло, которое в порошкообразном состоянии наносится на металлическую основу и сплавляется с нею при температуре около 900°C. Эмаль бывает прозрачной — бесцветной или цветной — и непрозрачной, как говорят, глухой. Состоит она из кремнезема, борного ангидрида и красителей — оксидов металлов. Оксид кобальта дает разные оттенки синего — от нежно-голубого до сине-черного. Оксид меди — зеленого, от бирюзового до изумрудного. Бесцветная прозрачная эмаль получается при добавлении оксида свинца — свинцового сурика. Если нужен оттенок красного — от бледно-розового до пурпурного, — используют оксид кадмия и соединения золота. Белый цвет, от холодно-снежного до тепло-молочного, дают оксиды цинка и олова. В качестве основы берут красную медь, высокопробные серебро и золото, иногда алюминий металлы, температура плавления которых выше температуры обжига эмали. Медь и ее сплавы тускнеют при обжиге за счет образования оксидной пленки, поэтому их обычно покрывают непрозрачной глухой эмалью. Она называется «опаковой» и всегда имеет глубокий сочный цвет. Прозрачную эмаль наносят на золото и серебро. Сквозь ее тонкий слой благородный металл светится особенно ярко и выразительно. Собственный чистый блеск эмали, играющий, переливающийся в зависимости от угла зрения, дополнительно насыщает цвет металла и создает эффект свечения изнутри. Частично прозрачные, нежно-молочного цвета эмали называются опаловыми.

Эмалевое покрытие не только красиво, оно защищает металл от коррозии и воздействия агрессивных сред — кислот, щелочей, морской воды. По прочности, твердости и долговечности эмаль не знает себе равных — украшения с эмалью, многие сотни лет пролежавшие в земле и найденные при археологических раскопках, сохраняют блеск, цвет и яркость, которые придали им древние мастера.

Эмаль наносят на металл разными способами. Самый простой выемчатая эмаль, когда в металле делают выемку-углубление. Ее заполняют эмалью и обжигают. Сложнее — перегородчатая эмаль. На золотой, медной или серебряной пластине намечают контур рисунка или орнамента. Точно по нему припаивают тоненькие ленты-полоски того же металла, толщиной не более одного миллиметра. Получившиеся перегородки образуют открытые и замкнутые ячейки, похожие на детскую мозаику. Их доверху наполняют эмалью разных цветов. После обжига поверхность выравнивают полировкой и шлифованием, и перегородки становятся незаметными. Получается разноцветный узор, сверкающий ярче натуральных камней, с четкими контурными линиями.

В России перегородчатая эмаль исполнялась по филиграни (лат. filum — вить, granum — зерно) или, что то же самое, по скани (от древнерусского «съкати», означающего «скручивать, свивать»). Сканью называется скрученная проволока, узоры из которой выглядят легко, воздушно, оригинально. Часто скань украшали зернью — изящными золотыми или серебряными бусинами. После обжига эмаль не шлифовали, чтобы не повредить верхний край скани. Русская эмаль по филиграни уникальна. Она выглядит необычайно эффектно и самобытно: золото или серебро, обрамленное ажурным узором, просвечивает сквозь блестящую многоцветную прозрачную эмаль. Кольца, серьги, браслеты, шкатулки, флаконы, коробочки для пудры и румян, украшенные эмалью, были и остаются предметами роскоши.

Термин «эмаль» до XIX века в России не употреблялся. Он появился, когда технической эмалью начали покрывать чугун и листовую сталь для защиты от коррозии. До того эмаль называлась греческим словом «финифть».

Вершина искусства художественной эмали — сплошная расписная живописная эмаль, то есть рисунок-миниатюра, выполненный эмалью на металле и закрепленный обжигом. Но об этом в следующий раз.

Разные разности
Ивановские нанотехнологии работают!
Химики всегда занимались нанотехнологиями, потому что постоянно манипулировали молекулами и атомами, молекулярными кластерами и комплексами (а это все нанообъекты). Всегда занимались нанотехнологиями и в Ивановском химико-технологическом университете...
Умные российские стекла
Под американские санкции неожиданно попала никому не известная в России маленькая наукоемкая компания «Октогласс». Ее основали в 2017 году молодые специалисты и предприниматели, выпускники МИФИ, СамГТУ и МИРЭА. Чем же наши молодые разр...
Ледники тают все быстрее и быстрее
Исследовательская группа из Цюрихского университета подготовила обширный обзор потерь массы ледников в мире. Ученые собрали данные региональных изменений массы ледников с 2000 по 2023 год. За период наблюдений масса ледников во всем ми...
Пишут, что...
…если резко не увеличить степень извлечения германия из вторсырья, цивилизация столкнется с его дефицитом к 2040 году… …на объем Земли приходится один килограмм темной материи, если брать ее среднее значение по Галактике… …осьминоги ис...