Время гнезд

О.Н. Нестеренко

Весной птицы Северного полушария (в Южном полушарии, естественно, это происходит осенью) начинают строить гнезда, чтобы отложить яйца и вывести птенцов. Любой горожанин видел воробьев, голубей, крякв, а вот их гнезда видел далеко не каждый. Потому что так и задумано.

pic_2022_05_40.jpg
У вороны гнездо не слишком изящное, зато расположено высоко. Не каждый может в него заглянуть
Фото: Андрей Константинов

Стараемся для детей!

Гнездостроение — это птичья работа. Иногда в научной и популярной литературе упоминаются гнезда рептилий, амфибий или рыб, но слово «гнезда» здесь хочется взять в кавычки: по сравнению с птичьими постройками они примитивны.

Гнездо — это в первую очередь место, где яйца лежат в компактной кучке, удобной для насиживания (если их несколько; может быть и одно яйцо). У птиц с птенцовым развитием (это те, кто вылупляются голыми и слепыми, в отличие от самостоятельных выводковых) гнездо — укрытие для беспомощных птенцов, пока они не подрастут. Гнездо помогает создать оптимальный температурный режим и влажность для яиц и птенцов, скрывает потомство от врагов — за счет конструкции или удачного расположения.

Интересно сравнить толщину стенок и дна гнезд, размещенных на почве в сыром или сухом месте. Чем влажнее почва, тем толще стенки и особенно дно гнезда, и наоборот. У озерных чаек, когда гнездо расположено на сухой почве, толщина дна всего 2–4 см, а на сырой поверхности толщина достигает 12–15 см.

Чтобы защитить потомство от хищников, можно расположить гнездо в каком-нибудь укрытии, но есть и другой способ — грамотный выбор соседей. В тропиках некоторые птицы строят гнезда рядом с гнездами ос или устраивают их на деревьях, населенных муравьями. Другие селятся вблизи гнезд крупных птиц, даже хищных видов, которые, защищая свою территорию, при этом как бы защищают и гнезда мелких птиц. Полевой воробей может гнездиться прямо в стенках гнезд грачей, ворон, сорок, коршунов, орлов. Однажды в гнезде орла-могильника в Казахстане насчитали около 30 гнезд полевых воробьев!

Краснозобая казарка, вид-эндемик нашей страны, часто устраивает свои колонии рядом с гнездами соколов-сапсанов, канюков или полярных сов. (Так же поступают и другие казарки и гуси.) Хищные птицы, пока им хватает пищи, не охотятся рядом со своими гнездами, а другие хищники на их гнездовую территорию не сунутся.

Исследователи из Центра кольцевания птиц России Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН показали, что расстояние между гнездом черной казарки и гнездом полярной совы зависит от двух факторов: численности леммингов и численности песцов, которые едят птенцов и яйца. Расстояние должно быть таким, чтобы гнездо оказалось в защитной зоне совиного гнезда: самец совы отважно обороняет свою территорию от песцов. Но если казарки построят гнездо слишком близко, кладка может пострадать от сов, особенно когда леммингов недостаточно, чтобы прокормить птенцов совы.

Многие морские птицы — кайры, гагарки, чистики — живут огромными колониями, которые называют «птичьими базарами». С пищевым ресурсом проблемы нет — рыбы на морском побережье хватает, а вот укромных мест для гнездования мало, гнезда зачастую простые и открытые. Но крупные колонии терпят меньше урона от хищников: когда птиц много, легче заметить угрозу и противостоять ей. А птицы, которые сами не относятся к колониальным, могут гнездиться под защитой колоний. Например, возле колоний полярной крачки устраиваются хохлатые чернети, черношейные поганки, камнешарки, а рядом с колониями серебристых чаек гнездятся обыкновенные гаги.

Естественно, расстояние между гнездами одного и того же вида может меняться. Так, плотность гнездования больших синиц зависит от наличия дупел, и можно привлечь больше синиц на тот же участок, развешивая искусственные домики для птиц. Орланам и другим крупным хищным птицам для решения квартирного вопроса нужны большие деревья и доступная добыча. А у чомги кормовая территория обычно бывает значительно больше гнездовой, и свою территорию чомги защищают. Но при обильных кормовых ресурсах и, видимо, при недостатке мест, подходящих для устройства гнезд (а гнезда у чомги весьма необычные, мы о них еще поговорим), они могут образовывать сообщества численностью 10–20 пар. Иногда вблизи друг от друга гнездится около 100 пар. При этом они вполне терпимо относятся к соседям.

Ямки и настилы

Многие птицы не строят сложные гнезда, некоторые вообще обходятся без гнезд. Так, обыкновенный козодой откладывает яйца на землю. Кайры также гнезд не делают, яйца откладывают на голый карниз. Отсутствие теплоизолирующей подстилки в какой-то мере компенсируется тем, что кайра подкладывает под яйцо свои лапы. Сверху яйцо самка или самец (они насиживают по очереди) закрывает своим телом, а с боков перьями крыльев. Гнездо поморников — родственников чаек, которые часто отнимают добычу у других птиц, — представляют собой простое углубление в почве. У многих видов чаек гнездо — это округлый настил из сухих стеблей растений, в нем небольшое углубление для яиц. Сизая чайка строит гнезда не только на скалах, островках, но и на кочках среди воды, наносах плавника или на тростниковых плотах, как чомга. Очень простые гнезда у куликов — в виде небольшой ямки с выстилкой.

Чомги и другие поганки (птицы семейства Поганковые; так их назвали за невкусное, вонючее мясо) сооружают плавучие гнезда до 60 см в диаметре и до 80 см в высоту. Платформу строят из камыша, тростника, рогоза, веток и листьев, иногда используют корневища тростника и клубни камыша для повышения плавучести. Гнездо удерживают на месте окружающие растения, иногда оно касается дна, но может и свободно плавать. Растения, из которых сделано гнездо, гниют и дополнительно подогревают яйца снизу. Когда птицы уходят из гнезда, они покрывают яйца растительным материалом, и температура в гнезде остается на 6—7°С выше по сравнению с окружающей средой.

Интересно, что яйца поганок могут частично находиться в воде: их скорлупа устроена так, что избыток влаги зародышам не вредит. В 80-е годы проводились опыты, во время которых яйца лысух, черношейных поганок и кур породы леггорн инкубировали в контакте с водой, при этом масса яиц лысух и кур увеличивалась, тогда как яйца поганок, наоборот, становились легче. Когда яйца поганок и кур контактировали с раствором метиленового синего, содержимое куриных яиц окрашивалось в синий цвет, а содержимое яиц чомги не синело. Куриные яйца в гнездах черношейных поганок погибали. Эти данные свидетельствуют о том, что яичная скорлупа поганки представляет собой барьер для диффузии воды. Их яйца, отмечают исследователи, поверх скорлупы покрыты плотной оболочкой-кутикулой с мелкими порами; аналогичным образом защищены яйца насекомых, отложенные в воду.

На земле гнездятся болотная и полярная совы, а также филин. Впрочем, иногда филины могут занимать старые гнезда хищных птиц на деревьях. Болотная сова в ямке на земле строит примитивное рыхлое гнездо.

Многие виды сов откладывают яйца в дупла без всякой подстилки. Дятлы делают дупла сами, подстилкой в их дуплах служит древесная труха, а синицы, мухоловки, горихвостки могут построить гнезда в свободных дуплах или различных пустотах. Эти птицы могут поселиться и в искусственных домиках, развешанных на деревьях.

Наиболее известные птицы нашей страны, которые гнездятся в норах, — ласточка береговушка, зимородок и щурка. Зимородки устраивают норы в обрывистых берегах рек, под укрытием корней и веток кустов. Они выкапывают горизонтальные ходы почти метровой длины, которые оканчивается камерой около 15 см в ширину. Нору роют и самец, и самка, выбрасывая землю лапками. Одна и та же норка может использоваться много лет, и тогда в ней образуется слой мелких рыбьих костей и чешуи, которые служат подстилкой для яиц и птенцов, — хотя запах не слишком приятный.

Где будем строиться

Многие виды непривередливы в выборе места. Полевые воробьи могут устраивать гнезда в норах, сделанных другими животными, под крышами домов и в трещинах стен, в обрывах, скалах, в колодцах, в дуплах деревьев и пустотах пней, в старых гнездах мелких птиц, скворечниках и других искусственных дуплянках, в основании гнезд некоторых крупных птиц (тех же орлов) и, наконец, просто на ветвях деревьев.

Обыкновенная кряква гнездится и на земле под кустами или в куртинах травы, на деревьях, в старых гнездах ворон, цапель, сорок и других крупных птиц, и в дуплах. Гнездо кряквы в сухих местах представляет собой относительно глубокую ямку, выстланную растениями. В сырых местах это более массивная чаша из сухих стеблей злаков, осоки, листьев рогоза, тростника с добавлением сухих листьев деревьев. Лоток самка выстилает своим бурым пухом, перемешанным с растительным материалом, и сооружает из пуха валик, которым укрывает яйца, уходя с гнезда.

Тут можно вспомнить морскую утку — обыкновенную гагу. Ее гнездо тоже выстлано растениями и слоем серого пуха, который самка выщипывает из нижней части груди и брюшка. Легкий и теплый гагачий пух очень ценится: им набивают подушки, одеяла, делают из него теплые куртки. Есть даже слухи, что гагачьим пухом утепляют одежду для космонавтов, но официальных подтверждений этому нет.

На деревьях могут жить не только кряква, но и другие виды уток — гоголь, мандаринка. Огари и пеганки занимают старые норы лисиц, барсуков, сурков. Хотя большая часть уток гнездится на земле.

Огари, которые в природе обитают на водоемах степной и пустынной зоны, теперь стали обычны в Москве. Изначально их содержали в Московском зоопарке, где они и размножались. В 1948 году им перестали подрезать крылья, но они остались в зоопарке, хотя и вылетали за его пределы. Впервые огари загнездились вне зоопарка в 1956 году. Сейчас эти «красные утки» — обычные обитатели московских водоемов. А гнездятся они зачастую на чердаках многоэтажных домов. Многие спрашивают: как же птенцы попадают вниз, когда вылупляются? Никто не видел семейство огарей в лифте! Ответ простой: птенцы спрыгивают вниз с чердаков; малый вес делает возможным планирующий полет, хотя крылья у них еще не развиты.

Огари могут устраивать гнезда в вымоинах обрывистых берегов, в дуплах деревьев, довольно высоко — до 10 м и даже выше от земли. В горах они гнездятся на скалистых обрывах часто на высоте нескольких десятков метров, так что прыгать с большой высоты птенцам приходится и в природных условиях. А потом родители ведут их к прудам, при этом иногда семейство проходит несколько километров.

Зимуют огари на прудах Московского зоопарка. Их численность давно уже перевалила за полторы тысячи, зимой пруды зоопарка становятся рыжими от них. А теперь огарей стали встречать и в Подмосковье.

pic_2022_05_41.jpg
Огари стали такими же привычными обитателями Москвы, как кряквы
Фото: Андрей Константинов

Пять веков в одном гнезде

Другие виды птиц настолько консервативны, что отсутствие подходящих мест для гнездования снижает их численность. Серый журавль устраивает свои гнезда скрытно на земле среди кустов или зарослей тростника в труднопроходимых для человека участках заболоченного леса, на окраинах болот. Такой ландшафт сохраняется в заказнике «Журавлиная родина» Московской области, и там гнездятся десятки пар журавлей, а другие варианты их не устраивают.

Многие птицы очень привязаны к местам своего гнездования, из года в год большинство стремится вернуться на тот же гнездовой участок. Это явление называется гнездовой консерватизм, и об этом тоже необходимо помнить при организации природоохранных мероприятий.

Простые, но очень большие гнезда из веток строят аисты, орлы и орланы. Одно гнездо может использоваться годами или даже десятилетиями, а иногда и больше 15. Оно ремонтируется и подновляется, при этом увеличиваясь в размере. Например, белые аисты — крупные птицы, и гнездо у них капитальное: вес его может достигать нескольких центнеров. Аисты строят гнезда на деревьях, на крышах домов и трубах. Делают для них люди и специальные искусственные помосты. После гибели пары гнездо могут занять другие белые аисты, часто их потомки. Наиболее старое известное гнездо белых аистов, которое использовало много поколений птиц, находится в Германии — на башне в городе Лангензальца (Тюрингия). Оно служило аистам с 1549 года как минимум по 1930-й.

pic_2022_05_42.jpg
Гнездо аиста на трубе
Фото: A.Savin / WikiCommons

Белоплечий орлан, редкий вид-эндемик нашей страны, гнездится на Камчатском полуострове, острове Онекотан на Курилах, в прибрежной зоне Охотского моря, в низовьях Амура, на севере Сахалина и на Шантарских островах. Для орланов важны большие водоемы, они питаются в основном рыбой. Это одни из самых крупных хищных птиц в мире, их вес может достигать 9 кг (самки, как и у других орланов и орлов, крупнее самцов). Гнездиться они могут на скалах, на деревьях. Гнезда строят из толстых сучьев, одно и то же гнездо используют в среднем по 5–6 лет, и даже 15 лет подряд. Часто пара строит два гнезда. Каждый год гнездо достраивается, растет. Вес его еще увеличивается после дождя и снегопадов, иногда огромное гнездо сваливается или ломаются опорные ветви дерева.

Найденное под Вермилионом в штате Огайо гнездо белоголового орлана — этот американский родственник белоплечего орлана известен как национальный символ США — имело 2,5 метра в поперечнике и более 3 метров в высоту при весе примерно 2 тонны.

Варежки и корзинки

До сих пор мы говорили о гнездах, устроенных сравнительно просто. Но среди птиц есть настоящие мастера, которые сооружают гнезда определенной формы, со специальной выстилкой внутри. Это, как правило, обитатели лесов, кустарниковых зарослей и чаще всего представители отряда воробьинообразных, у которых птенцы вылупляются беспомощными, часто слепыми и голыми. Воробьинообразные — самый многочисленный отряд птиц (около 5400 видов) и самый молодой, то есть на Земле они появились позже, чем другие отряды птиц.

Многие воробьинообразные сооружают именно такие гнезда, какие рисуют в детских книжках: в виде чашки или полушария. Зяблик, обычный обитатель наших лесов и парков, строит гнездо из сухих травинок и стебельков мха, снаружи облицованное берестой и лишайниками. Гнездо певчего дрозда сделано из тонких сухих еловых веточек, стеблей сухих трав и зеленого мха, а внутри обмазано сырыми гнилушками или глиной. В качестве клея может использоваться липкая паутина. Многие птицы смачивают и склеивают стройматериалы своей клейкой слюной или замешивают на ней глину, которой «штукатурят» гнездо. Птичья слюна действительно прочная и липкая. Если знать об этом, не таким удивительным кажется гнездо стрижа саланганы, целиком состоящее из слюны. Гнезда саланганы — знаменитый деликатес китайской кухни, богатый белком и углеводами, из них готовят супы и желе, добавляют в рис и выпечку.

Другие птицы строят закрытые гнезда «с потолком». У длиннохвостых синиц яйцевидное гнездо с входным отверстием сверху, закрепленное в развилке ветвей или же в кустарнике. Оно сплетено главным образом из мха, скрепленного волокнами от коконов насекомых. Снаружи стенки выложены кусочками коры, лишайниками, чешуйками еловых шишек. Внутренняя выстилка состоит в основном из пуховых перьев. Гнезда синиц ремезов по форме напоминают варежку, чаще всего подвешенную к ветке над водой — для большей безопасности. В «большом пальце» расположен вход. «Варежка» сооружается из растительных волокон, пуха и семян, ивового пуха, шерсти животных, укреплено паутиной. Строит самец, а самка помогает на последних этапах.

pic_2022_05_43.jpg
Гнездо-«варежка» ремеза
Фото: Tomasz Przechlewski / WikiCommons

У крапивника, одной из самых маленьких европейских лесных птиц, шарообразные гнезда с боковым входом. Самец строит их невысоко от земли или на земле, между корней или под ветками. Каждый крапивник начинает несколько гнезд — от 6 до 12, но достраивает до конца только то, которое выберет самка (или несколько, если удается привлечь нескольких самок: крапивникам свойственна полигиния). Остальные гнезда самец использует для ночевок.

Иволги строят высоко на деревьях висячие гнезда, похожие на корзинки из полосок луба, сухих трав, бересты, с мягкой выстилкой внутри.

Многоквартирные дома, инкубаторы и подарки любимым

Некоторые птицы используют глину как основной материал, а не как отделочный. Из глины и грязи лепят гнездо наши деревенские ласточки. Птицы-печники, обитающие в Южной Америке, строят гнезда из глины, смешанной с грязью и травинками. Иногда несколько пар поселяются вместе и сооружают многоэтажные домики.

В саваннах Юго-Западной Африки примечательная часть ландшафта — гнезда общественных ткачиков («общественные» — их видовое название, Philetairus socius). Эти птицы живут колониями в громадных многоквартирных гнездах. Постройки общественных ткачиков могут достигать 7–8 м в длину, размещаются они не только на деревьях, но и на столбах линий электропередач. Начинает строительство одна пара, затем к ней присоединяются другие ткачики и их потомки. Гнездо сооружается из травы и веточек, часто птицы укрепляют конструкцию комками грязи. Толстая водонепроницаемая крыша общая, но гнездовые камеры — изолированные, с отдельным входом у каждой. В такой колонии могут обитать несколько сот пар птиц, иногда к колонии присоединяются и другие виды ткачиков.

В тропических лесах Азии обитают птицы-портные — они шьют гнезда из листьев. Самец острым клювом прокалывает дырочки по краям двух больших мясистых листьев, удерживает их лапками и сшивает самодельной нитью из паутины, волокон растений, пуха. Нить он смачивает собственной слюной, которая накрепко приклеивает ее к листу. Самка выстилает гнездо мягкой подстилкой.

Популярная литература полна историй об удивительных постройках двух семейств австралийских птиц — сорных кур и шалашников. Семейство сорных кур, или большеногов, относится к отряду курообразных — одной из самых древних групп птиц, и в этом отряде они одни из самых архаичных. Сорные куры обитают в Австралийском регионе. У сорных кур гнездо строит самец. Постройка может начинаться с выкапывания ямы, затем самец натаскивает в нее растительный материал, пока не получится холм, а сверху может присыпать его песком для теплоизоляции. Строительство продолжается иногда до 11 месяцев. Характерные размеры одной из куч — до 4,5 м в ширину, 3 м в высоту и 18 м в длину. Из-за гниения температура в этой куче растет, и, когда она достигает 33° С, самка откладывает яйца. Кладка большая — яиц может быть до 35 штук, они очень крупные, составляют до 10–15% от веса матери (так что нельзя сказать, что трудится один самец!). Откладывает она их в течение одного-двух месяцев, а потом уходит. Самец остается около гнезда и поддерживает температуру, то убирая, то добавляя материал. Как писал австралийский орнитолог Гарри Фрит в своей книге о глазчатой курице (один из видов сорных кур), опубликованной в 1962 году, самец определяет температуру внутри гнезда-инкубатора, погружая в песок открытый клюв. Позднее эту гипотезу пытались проверить с помощью термодатчиков, и, в общем, не доверять ей нет оснований. А вот о птенцах сорные куры не заботятся: юные большеноги вполне самостоятельны.

Знаменитые постройки беседковых птиц, или шалашников, Австралии и Новой Гвинеи — строго говоря, не гнезда. Самцы для привлечения самок сооружают на земле шалаши из веток и украшают площадку вокруг них перьями, цветами, ягодами, ракушками. Могут использовать и предметы, оставленные людьми: заколки, обертки от конфет, пуговицы. Некоторые самцы каждый день заменяют увядшие цветы свежими. Первые европейцы в Австралии думали, что эти шалаши строят туземцы, не будучи в силах вообразить, что птицы на такое способны. Никакого отношения к выведению птенцов шалаши не имеют — это место только для спаривания. Гнезда строят самки на деревьях, самки же насиживают от одного до трех яиц.

Яйцо и гнездо

Как связаны устройство гнезда и строение яйца? Логично предположить, что связь существует. Яйцу чомги не вредит влага. Яйцо кайр имеет грушевидную форму, хотя вообще-то яйцу выгодно быть круглым — эта форма дает максимальную экономию материала скорлупы. Есть предположение, что яйца кайры асимметричные, потому что именно такие яйца реже падают со скалы, — конус катается по кругу. Эту гипотезу выдвинул знаменитый советский орнитолог Лев Белопольский (1907–1990). Он много работал в северных заповедниках, а летом 1942 года организовал «яичную экспедицию» на птичьи базары Новой Земли, чтобы заготовить яйца и мясо кайры для фронта и населения области.

Современные эксперименты по катанию 3D-копий яиц кайры и математическое моделирование подтверждают мнение Белопольского. Впрочем, некоторые орнитологи считают, что качение яйца по дуге не так уж сильно снижает угрозу падения с узкого карниза, и добавляют другие объяснения: например, что улучшенный газообмен через расширенный тупой конец яйца способствует быстрому развитию птенцов. Другие предполагают, что грушевидные яйца более устойчивы к ударам, ведь птицы в ветреную погоду могут с размаху сесть на кладку.

pic_2022_05_44.jpg
Тонкоклювая кайра и ее коническое яйцо
Фото: Per Harald Olsen, Roger Culos / WikiCommons

Всего у птиц выделяют пять основных форм яиц. У большинства видов они эллиптические, один конец более заостренный, другой тупой. Но у сов, например, яйца почти круглые. Наиболее вероятно, что форма яиц определяется формой тела птицы, объемом и формой яйцепроводящих путей, строением тазовых костей. Исследование, выполненное международной группой ученых и опубликованное в «Science» в 2017 году, показало связь формы яиц со способностью птицы быстро летать — более сильную связь, чем с какой-либо другой характеристикой, включая особенности гнезда. Ведь у быстро летающей птицы туловище узкое, аэродинамически совершенное, и, чтобы яйцо оставалось достаточно крупным, эволюции «приходится» делать его эллиптическим, вытянутым, увеличивать асимметрию концов.

А вот окраска яиц, вероятно, в первую очередь связана с типом гнезда. В открытых гнездах яйца обычно имеют покровительственную окраску, буровато-зеленоватую с пятнами. У птиц, которые гнездятся в дуплах и норах, яйца могут быть белыми, например у голубей. Беловатая или желтоватая окраска скорлупы чаще встречается у крупных и сильных птиц, способных прогнать хищника, — орлов, аистов, гусей. А вот у дроздов яйца ярко-голубые — очень необычный цвет. Есть версия, что голубой пигмент отражает ультрафиолет, губительный в избытке; но при этом голубая скорлупа поглощает инфракрасные лучи, которые разогревает содержимое яйца, ускоряя эмбриональное развитие. (Впрочем, эта работа выполнялась на ткачиках, яйца которых бледно-голубые, намного светлее, чем у дроздов.) А чешские ученые установили, что для певчего дрозда важен ультрафиолетовый «оттенок» яйца: искусственные яйца, не отражающие ультрафиолет, но такие же голубые, на взгляд человека, как настоящие яйца, дрозды не принимают за свои. Зрение птиц, как известно, позволяет им видеть ультрафиолет.

Врожденное или выученное?

Строительство гнезда относится к инстинктивным формам поведения, тип гнезда, его форма и основные используемые материалы — все это характерные видовые признаки. С другой стороны, быстро меняющиеся (в том числе из-за антропогенного фактора) условия жизни заставляют птиц осваивать новые места обитания, новые материалы для гнезд — это становится вопросом выживания. Все чаще в гнездах птиц находят бумагу, вату, искусственные волокна, проволоку, лоскутки.

Птичьи гнезда часто приводят в качестве примера «расширенного фенотипа» по Ричарду Докинзу — действия генов за пределами организма. И это, безусловно, верно, однако в какой мере столь сложное поведение, как постройка гнезда, может быть запрограммировано генетически? Рассуждать о «генах гнездостроения» легко, найти их в геноме птицы сложнее. Наверняка это и не один ген, и даже не несколько, а комплекс генов, и, скорее всего, это гены «предрасположенности к гнездостроению», а не жесткая программа, управляющая птицей, — такая программа едва ли возможна. С другой стороны, этологи называют «врожденным поведением» определенный комплекс действий, характерный для данного вида животных, но подчеркивают, что это поведение формируется во взаимодействии со средой. Инстинктивное поведение — своего рода «болванка», общая информация о типе гнезда и предпочитаемых материалах, но эта информация дополняется и совершенствуется с опытом. Показано, например, что ткачиковые птицы с возрастом плетут свои подвесные гнезда все лучше, реже роняют травинки. Кстати, среди них есть «левши» и «правши»: одни строят гнезда слева направо, другие справа налево.

Пока непонятно, можно ли сравнивать генные детерминанты у разных видов: откуда молодая иволга «знает», как подвешивать гнездо, а дрозд — как штукатурить его глиной. Чтобы оценить наследуемую компоненту гнездостроения хотя бы внутри вида, в последние годы проводят исследования, сочетающие измерения гнезд и генотипирование птиц. Например, для синицы лазоревки таким образом удалось показать, что наследственность влияет лишь на 12–13% внутривидовых различий в размере гнезда и соотношении материалов — остальное определяется средой и опытом.

Но тут возникает трудность: как отделить от наследственности влияние запечатления на раннем этапе жизни? Может быть, синицы-родственники строят небольшие гнезда, потому что были потомками синицы, которой не хватало материала для гнезда, выросли в маленьком гнезде и его запомнили, а не потому, что получили от нее некие гены «малогабаритности»? Трудно представить, чтобы слепой птенец в гнезде так уж много узнал о его постройке, но все же — как исключить такую возможность?

Интересный эксперимент провели в Великобритании с зебровыми амадинами. В качестве материала для гнезда им давали кусочки розового или оранжевого джутового шпагата. Для дальнейших опытов брали самцов, которые вылупились в розовом или оранжевом гнезде; одни во время взросления общались только с птичкой-ровесником, другие — также со взрослой птицей. В каждой из этих групп половина подопытных могла играть с цветным шпагатом, но при этом амадины из розовых гнезд получали оранжевый шпагат, и наоборот. Другая половина материалов для гнезда не видела, пока не выросла. Через три месяца птички знакомились с самкой и приступали к самостоятельному строительству. Им предоставляли оранжевый, розовый и белый шпагат, чтобы выяснить, какой цвет они выберут. Самцы, которые росли со старшей птицей и с доступом к материалу контрастного цвета, чаще выбирали этот цвет, а не цвет «родового гнезда» и не белый. Все остальные были верны младенческим впечатлениям или строили белые гнезда. При этом строили они в три-четыре раза медленнее, чем те, кто вырос с «наставником».

В целом остаются верными слова выдающегося исследователя гнездостроительных инстинктов А.Н. Промтова: «Гнездостроение у птиц, несомненно, является инстинктивным актом, т. е. таким, в котором ясно обнаруживается наследственный компонент (…) Лабораторными опытами можно показать, что молодые самки впервые в жизни вьют гнезда характерной для вида формы, постройки и расположения».

Возможно, когда-нибудь мы узнаем, почему длинно-хвостая синица строит открытое гнездо-«чашку», а ремез «варежку». А пока будем просто радоваться новому лету и наблюдать за ответственными родителями с насекомыми в клювиках.

О.Н. Нестеренко,