Авто на дистанте

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2022, №4)

По Интернету гуляет ролик с американской парой, которая обгоняет на шоссе беспилотный автомобиль Тесла. В нем на месте водителя сидит небольшой пес и с интересом смотрит на пару, а не на дорогу. По-видимому, хозяин дорогого электромобиля отправил его в недальний путь. Женщина с удивлением спрашивает, разрешено ли это законом.

Сколь часто такие сцены будут возникать на дорогах в недалеком будущем, не очень ясно. Ведь несмотря на успехи в создании автономных систем компьютерного управления, у машин с автопилотом есть серьезные недостатки. Главный в том, что управляющий роботом-автомобилем ИИ недостаточно совершенен, чтобы предусмотреть все случайности на дороге и обеспечить современный стандарт безопасности. Случай с первым убийством, которое совершил такой робот, когда сбил велосипедистку, нарушившую правила движения, говорит о многом; напомним, что это произошло 18 марта 2018 года в районе аризонского городка Феникс Темп.

Это означает, что в критической ситуации водителю, если он есть, придется взять управление на себя. А если его нет? Тогда управлять должен дистанционный водитель, в реальном времени получающий данные с приборов и обзорных телекамер. Именно такую систему недавно протестировала на дорогах Лондона и Оксфорда исследовательская группа автомобильных инженеров и программистов ENCODE, финансируемая британским правительством.

Для испытаний Streetdrone (уличный дрон) в действии инженеры переоборудовали два мини-фургона, на крышах которых установили панорамные видеокамеры. Автомобилями могли напрямую управлять водитель или автопилот, а по радиоканалу — опытный оператор-водитель. Его рабочее место выглядело как автотренажер с рулем, замком зажигания, педалями и рычагом коробки передач. Пространство перед оператором занимали три больших дисплея, отражающие ситуацию на дороге. На улицах Лондона и Оксфорда автомобили успешно прошли первичные испытания во всех трех режимах управления. В ситуациях, моделирующих критические, авто надежно переходили под дистанционное управление опытного оператора.

Несмотря на широкое применение дистанционного управления для военной техники, например ударных беспилотников, дронов, танков и даже вертолетов, гражданские испытания не так многочисленны, хотя число управляемых по радиоканалу автомобилей постоянно нарастает. Часто удаленное управление бывает необходимо только на трассе со сложным или интенсивным движением. Поэтому при продуманном графике грузоперевозок один опытный телеоператор-водитель способен обслужить не менее десятка экипажей за рабочий день.

У таких технологий может найтись и еще одно необычное применение. Сейчас растет число так называемых асфальтовых фермеров: жители крупных городов покупают наделы земли в агрокластерах и пытаются наладить там выращивание чего-либо для себя, на продажу или, например, разводить пчел. Вот такой фермер светлого будущего сможет из московской квартиры управлять роботрактором:  на пахоте или доставкой продукции, охраняемой робособакой. Прямо как мечтал Владимир Маяковский в поэме «Хорошо!»: «Землю попашет, попишет стихи».


(https://jul21.streetdrone.com/projects/encode)

Разные разности
Солнечные батареи отбрасывают тень
Исследователи из Корнельского университета детально исследовали, как изменяется жизнь водоема, на поверхности которого лежат солнечные панели.
Песни китов похожи на человеческую речь
Какой язык более эффективен? Тот, в котором слова короче. Во-первых, на их произношение человек тратит меньше энергии и меньше времени. А во-вторых, короткие слова легче воспринимать. Как выяснилось, и горбатым китам не чужда эта премудрость.
Ивановские нанотехнологии работают!
Химики всегда занимались нанотехнологиями, потому что постоянно манипулировали молекулами и атомами, молекулярными кластерами и комплексами (а это все нанообъекты). Всегда занимались нанотехнологиями и в Ивановском химико-технологическом университете...
Умные российские стекла
Под американские санкции неожиданно попала никому не известная в России маленькая наукоемкая компания «Октогласс». Ее основали в 2017 году молодые специалисты и предприниматели, выпускники МИФИ, СамГТУ и МИРЭА. Чем же наши молодые разр...