Коронавирусы боятся света

Любовь Стрельникова

Вещество, обезвреживающее вирус SARS-CoV-2, нашли сотрудники кафедры биофизики биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с коллегами из Федерального исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины в Новосибирске и Федерального научно-клинического центра в Москве. Результаты этих исследований опубликованы в серии статей в журнале «Viruses». Исследования были поддержаны грантами Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда.

Коронавирусы не первый год находятся в центре внимания ученых, а точнее с 2002—2003 годов, когда произошла вспышка тяжелого острого респираторного синдрома (SARS-CoV). Затем, в 2012 году, последовало распространение ближневосточного респираторного синдрома (MERS-CoV), а теперь — пандемия COVID-19 (SARS-CoV-2). Поэтому о коронавирусах многое уже известно.

Возбудители этих инфекций распространяются в окружающей среде двумя путями: из организма зараженного человека они выделяются с респираторными каплями, оседая затем на различных поверхностях, и с фекалиями, попадая с неочищенными стоками в водоемы. Чтобы помешать распространению инфекции, нужно обеззараживать окружающую среду, но так, чтобы это не вредило ни среде, ни человеку.

Один из таких способов — фотодинамическое обеззараживание. Принцип здесь простой: специальное химическое вещество фотосенсибилизатор связывается с вирусом и при освещении активирует кислород, который вирус убивает. Исследователи нашли на оболочках всех трех коронавирусов человека мишени, за которые фотосенсибилизаторы могли бы зацепиться, и подобрали подходящие вещества.

Оказалось, что идеальное место для связывания фотосенсибилизаторов с коронавирусами — это место сочленения ножки и головки S-белка, того самого шипа, который вскрывает клетки. Лучшим фотосенсибилизатором в этом случае оказался один из фталоцианинов цинка. Причем исследователи действовали не методом перебора, а использовали молекулярное моделирование фотосенсибилизаторов.

Чтобы проверить эффективность подобранного фотосенсибилизатора, ученые провели серию экспериментов. В тестах в водной среде это вещество в сочетании с излучением красных светодиодов полностью обеззараживало воду и инактивировало коронавирусы в ней. Так что метод работает, и работает отлично. Но когда дело дойдет до санитарной практики — трудно сказать.