Убей вирус! (Часть 1)

Надежда Маркина
(«ХиЖ», 2020, №)

Как дезинфицирующие средства убивают коронавирус?

Есть много способов убить бактерии и другие микроорганизмы, то есть живые клетки: в организме человека – с помощью антибиотиков, во внешней среде – с помощью органических растворителей и окислителей, кислот и щелочей, жесткого ультрафиолета, высокой температуры и др. Но вирус гриппа – не живая клетка, это, в сущности, просто кусочки РНК в белковой оболочке. Весьма устойчивая конструкция, но и она все же уязвима.

Вирус, вызывающий коронавирусную инфекцию COVID-19, как и другие, относящиеся к семейству коронавирусов (SARS-CoV, MERS-CoV), – тоже РНК-содержащий вирус. Его основной путь передачи – воздушно капельный, но, как теперь установлено, он довольно долго сохраняется на поверхности, так что может передаваться и контактным путем. В исследовании, опубликованном в журнале The New England Journal of Medicine, показано, что коронавирус выживает в аэрозолях (то есть в воздухе) в течение трех часов, на меди – до четырех часов, на картоне – до 24 часов, а на пластике и нержавеющей стали – до двух-трех дней.

Живучесть 2019-nCoV во внешней среде определяется его белковой оболочкой. Как и другие вирусы, 2019-nCoV покрыт капсидом. Окружающая его «корона» образована гликопротеинами, при помощи которых вирус связывается с рецепторами на поверхности клетки. Кроме белкового капсида, коронавирус имеет суперкапсид – дополнительную оболочку из двойного слоя липидов.

Сегодня, когда человечество пытается сдержать распространение нового коронавируса, ВОЗ рекомендует для дезинфекции рук использовать спиртосодержащие (не менее 70% спирта) антисептики. Их эффективность воздействия на вирус 2019-nCoV в научных исследованиях еще не проверяли, но, поскольку строение коронавирусов принципиально не отличается, можно ориентироваться на исследования, проведенные ранее на вирусе атипичной пневмонии SARS-CoV. Так, итальянские специалисты показали, что белковую оболочку (капсид) вируса SARS-CoV повреждают 70%-ный этанол, 0,01%-ный раствор гипохлорита натрия и 1%-ный хлоргексидин. В другом исследовании, которое также было проведено с вирусом SARS-CoV, тестировали популярные антисептики для рук на основе 45%-ного изопропанола, 30%-ного н-пропанола и 0,2%-ного этилсульфата мезетрония; а также содержащие 80%, 85% и 95% этанола. Все они уничтожали белковую оболочку вируса за 30 секунд.

Спирт вызывает денатурацию белков – нарушается их четвертичная, третичная и вторичная структура. Это приводит к тому, что белок перестает выполнять свою функцию. Исследователи также тестировали гипохлорит натрия («хлорку»), которой обычно дезинфицируют бытовые предметы и помещения. В растворе он гидролизуется с образованием синглетного кислорода, который активно окисляет вирусные белки.

А может ли обычное мыло, которым мы моем руки, убивать вирус? Утвердительный ответ с соответствующим пояснением дает Палли Тордарсон, профессор химии Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее, в своей статье в The Guardian. Мыло действует на двойной липидный слой внешней оболочки вируса – суперкапсида. В состав мыла входят соли жирных кислот, обладающие амфифильными свойствами: своим гидрофильным концом они прикрепляются к молекулам воды, а гидрофобным концом – к липидам оболочки вируса и таким образом разбивают липидный бислой.

Что касается дезинфекции помещений, то в рекомендациях ВОЗ и Роспотребнадзора предписывается использовать для этого хлорактивные (на основе того же гипохлорита натрия) или кислородактивные (перекись водорода в концентрации не менее 3%) дезинфицирующие средства. Химический механизм действия и тех, и других связан с окислением биополимеров вируса.

Так что каждый из нас может внести свою посильную лепту в борьбу с вирусом, используя доступные подручные средства (мыло, раствор гексидина и 70%-ного спирта), чтобы мыть и протирать руки и всякие поверхности.

15.10.2021 17:00:00

…взрослые люди с аутизмом, умственно неполноценные и страдающие расстройствами психики подвержены большему риску подцепить COVID-19 и тяжелее переносят болезнь, если это случилось…

…освещенность живота во время беременности сказывается на развитии мозга эмбриона – чем больше света, тем лучше

…креативная деятельность оказывает нейропротекторный эффект в пожилом возрасте

08.10.2021 17:00:00

Отчего люди голодают в засушливых районах планеты вроде африканского Сахеля? Да от того, что потепление климата ведет к засухе, опустыниванию и потере урожая, скажет всякий. И будет не прав.

23.09.2021 20:00:00

Высокая озабоченность людей глобальным потеплением скорее связана с высоким уровнем их достатка, чем с масштабом грядущих климатических неприятностей на территории их проживания.

08.09.2021 17:00:00

…иммунная система борется с инфекциями с разной интенсивностью в зависимости от времени суток…

…чрезмерное пристрастие к кофе приводит к уменьшению объёма мозга и увеличивает риск развития деменции и инсульта…

…обнаружена значительная корреляция между моментом инерции барицентрического движения Солнца и изменениями среднегодовой температуры Мирового океана в местах основных океанических течений…

24.08.2021 17:00:00

Время от времени китайцы пускаются в путешествия: кто в поиске лучшей доли, кто для удовольствия. Кто они, те китайцы, что едут в РФ в последние 30 лет? Подробное исследование провел социолог из Южно-Уральского университета А.А. Авдашкин.