Вопрос о влиянии среды на развитие человека принципиально важен. Пятьдесят лет тому назад молодой ученый Крейг Рэми из Северной Каролины начал длительный и многосторонний эксперимент по изучению влияния социальной поддержки и раннего образования на детей из бедных семей, который продолжается по сию пору. Часть из малышей в первые пять лет своей жизни по несколько часов в день посещали специальные занятия, направленные на раннее развитие способностей к познанию, к языку, а также социальных навыков. Теперь с развитием техники магниторезонансного сканирования мозга появилась возможность получить анатомические данные о структуре мозга сильно повзрослевших участников эксперимента. С помощью этих данных ученый захотел решить вопрос: однозначно ли генетика определяет анатомию развивающегося мозга или важный вклад вносит окружающая среда?
О результатах нового исследования сообщает статья, выполненная группой десяти ученых под руководством все того же Крейга Рэми, ныне профессора Университета Виргинии. Исследователи просканировали мозги 47 участников возрастом около сорока лет. Из них 29 человек составили экспериментальную группу: они участвовали в программе раннего развития, остальные были контролем.
Оказалось, что у экспериментальной группы увеличены пять специфических зон мозга. Это левые нижняя лобная и верхняя височная извилины, по-видимому связанные с языком. Это правая нижняя лобная и двусторонняя передняя поясная извилины, связанные с контролем восприятия информации. Размер пятой области, двустороннего гиппокампа часто тем больше, чем выше у человека социально-экономический статус и разнообразие жизни.
Интересно, что в мозгу мужчин отмеченные зоны увеличились значительно сильнее, чем у женщин. Это исследователям совсем непонятно, ведь и мальчики, и девочки демонстрировали в эксперименте в целом похожие социальные и образовательные навыки. Экспериментальная находка поставила ученых в такой толерантно-гендерный тупик, что они не решились предложить никаких объяснений. Не заглянули они и в классические фолианты, связывающие некоторые анатомические различия полов с различными биологическими ролями в семье и обществе.
(Journal of Cognitive Neuroscience, 2021, 33, 6, полный текст)