Все мы понемногу учили иностранные языки, где-нибудь и как-нибудь. Но блеснуть ими может не каждый. Как добиться успеха? Что происходит в мозгу при изучении языка? Как можно объективно фиксировать положительные изменения? На эти и другие вопросы отвечает новая работа четырех японских ученых под руководством профессора нейрофизиологии Токийского университета Сакаи Куниёси: они исследовали активность коры головного мозга при изучении иностранного языка.
Пятнадцать европейцев младше тридцати лет, которые изучали английский в школе, впервые приехали в Токио и прошли вводный курс японского, занимаясь им по меньшей мере три часа в день. Дважды, с интервалом примерно в два месяца, с ними провели тесты на чтение и восприятие на слух, а для объективности ученые использовали во время тестов МРТ-сканеры: измеряли активность нейронов разных зон мозга по интенсивности кровотока. Доля правильных ответов в первом тесте составила 45% для чтения и 75% для аудирования, в то время как случайный выбор ответов в тестах дал бы по 25%. Во втором тесте результаты по чтению улучшились до 55%, а по аудированию не изменились. При этом сканирование мозга показало: в начале обучения активность мозга во время теста велика, а по мере приобретения знаний снижается.
Известно, что существуют четыре области мозга, важные для изучения языка. Это грамматический центр и смысловая область в левой лобной доле, а также области словарного запаса и восприятия на слух в височно-теменной доле. Кроме них, есть поддерживающие области памяти в гиппокампе и визуальные области в затылочной доле. В первом тесте все эти области показали значительное увеличение кровотока, отражающее глубокие размышления при узнавании букв и звуков. Во втором тесте томография во время аудирования выявила низкую активность в грамматической и смысловой областях, а во время чтения — в визуальных областях. Лишь в височной доле активность росла, да и то слабо. Ученые предполагают, что причина такова. К первому тесту у студентов еще не сформировался внутренний голос; они не понимают музыку языка и тратят много энергии на узнавание речи. Ко второму тесту этот голос обрел силу, что облегчило выполнение задания.
Результаты прежних тестов Сакаи среди японских подростков в возрасте 13—19 лет, изучавших английский язык, свидетельствуют: шесть лет занятий в школах Токио дают возможность понимать его настолько, что уровень активности мозга не выше, чем при общении на родном языке. Аналогичное снижение активности у иностранцев всего за несколько месяцев вселяет надежду в способность каждого взрослого человека изучить иностранный язык. Профессор уверен: измерения активности зон мозга позволит объективно сравнивать различные методы изучения языка и выбирать наиболее эффективные из них. Нейробиологам новый метод оценки владения языком может помочь при восстановлении пациентов после инсультов и других повреждений мозга.
(Frontiers in Behavioral Neuroscience, 2021, 15, полный текст)