Потусторонний свет

Анофелес С.

pic_2019_05_62.jpg

Художник Кебриан

Закон сохранения, как его формулировал М.В.Ломоносов, гласит, что ежели в одном месте чего прибавится, то в другом на столько же убавиться должно. Оказывается, к этому закону можно подойти творчески и получить нечто из видимого ничто. А именно, высечь искру из физического вакуума. Как это сделать — придумали физики из Старклайдского университета во главе с профессором Дино Ярошинским. Суть их рассуждений, подкрепленных формулами, такова.

Когда частица летит сквозь какую-то среду со скоростью большей, чем скорость света в этой среде, она порождает излучение Вавилова — Черенкова. Сквозь вакуум, казалось бы, ничто не может лететь со сверхсветовой скоростью и ожидать рождения в нем такого излучения не просто наивно, но и преступно, ведь тогда придется пренебречь основой основ — одним из постулатов Альберта Эйнштейна. Однако, если вспомнить, что физический вакуум — не какая-то абсолютная пустота, а кипящая пена виртуальных частиц, да еще и с невообразимой плотностью энергии, ситуация меняется.

Частицы, живущие в вакууме, парами (чтобы сохранить баланс зарядов и симметрию материя-антиматерия) постоянно материализуются и снова виртуализуются. Если же приложить мощные электромагнитные поля, то можно увеличить время их пребывания в материальном состоянии и превратить вакуум в оптически плотную среду. То есть, скорость движения света в нем оказывается меньше, чем в непотревоженном вакууме. И, значит, черенковское излучение становится возможным.

Где же можно найти такие поля? Очевидное предположение — нейтронные звезды. Релятивистские, то есть двигающиеся со скоростью, близкой к скорости света частицы космических лучей, пролетая близко к таким звездам должны давать гамма-лучи. И если знать об этом, можно попытаться отделить черенковское излучение от всех остальных, тем самым подтвердив теорию и заодно объяснив, отчего центры галактик излучают столь много гамма-лучей.

А неочевидное — луч мощнейшего лазера. Расчет, проведенный доктором Адамом Ноблом, показал, что человечество уже способно сделать такой лазер и попытаться выбить искру из физического вакуума. Именно этим группа Ярошинского и собирается заниматься в ближайшие годы.

Физики отмечают, что им задача интересна с теоретической точки зрения — получится или нет. Но если смотреть на проблему с точки зрения практики, такой свет оказывается каналом перекачки в материальный мир энергии физического вакуума. Кто знает, не окажется ли так, что черенковским излучением удастся извлечь больше энергии, чем будет затрачено на его генерацию. Тогда получится вечный двигатель, черпающий энергию из вакуума, о создании которого мечтают многие энтузиасты нетрадиционной науки. Однако эта попытка, в отличие от многих фантазий, не будет ни в чем нарушать законов термодинамики. Просто в ходе генерации излучения неощутимая нами энергия вакуума будет расходоваться, но ее запасы столь велики, что нет нужды думать об исчерпании хоть в каком-то необозримом будущем.