Запах больных сородичей

Курамшин А.И.
(«ХиЖ», 2018, №11)

pic_2018_11_16-3.jpg

Фото: fotoplatforma.pl

Здоровые мыши, живущие рядом со своими больными сородичами, начинают пахнуть, как они, оставаясь при этом здоровыми. Пока еще непонятно, зачем здоровым мышиным организмам имитировать запах больных; предполагается, что это связано с активизацией иммунной системы здоровых грызунов для борьбы с потенциальной угрозой («Sci. Rep.», 2018, 8, 14255; doi: 10.1038/s41598-018-32619-4, полный текст).

Как отмечает руководитель исследования Стефани Джервейзи из Центра изучения химического воздействия на органы чувств Монелла (Филадельфия, США), люди, преимущественно воспринимающие информацию визуально, часто пренебрегают тем, какое значение имеют запахи. Между тем и у людей запахи часто влияют на принимаемые решения и поведение. А у животных?

Давно было известно, что «запахи болезни» заставляют животных избегать своих больных сородичей. Новое исследование группы Джервейзи показало, что запахи болезни передаются между животными, даже когда заражение не происходит. Стоит отметить, что запах болезни появлялся независимо от того, находились ли здоровые мыши в одном вольере с больными или когда больные и здоровые особи были разделены сетчатым барьером из пластика, исключавшим их контакт друг с другом.

Букет запахов, который приобретала находившаяся рядом с больной здоровая мышь, анализировали с помощью хромато-масс-спектрометрии. Было обнаружено, что в профиле летучих органических веществ, выделяемых заразившейся запахом здоровой мыши, увеличивалась концентрация тех же веществ, что выделяла и больная особь, — 6-метил-3-гептанона, 4-метил-6-гептен-3-ола и дегидро-экзо-бревикомина. Предполагается, что все эти молекулы могут быть продуктами распада веществ, с помощью которых самцы мышей привлекают самок и сигнализируют о доминирующем положении.

Причины того, почему здоровые мыши начинают пахнуть таким же образом, как и их больные сородичи, еще предстоит детально исследовать. Предполагается, что результаты исследования могут оказаться полезными как для изучения динамики распространения заболеваний среди популяций животных, так и для диагностики заболеваний (в том числе и человека) за счет анализа биомаркеров, которые выделяются при том или ином заболевании.

Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 11/2018) на с. 16 — 17.