Россияне и деньги

Е.И. Горбачева, А.Б. Купрейченко

В 2006 году мы опросили 152 москвичей в возрасте от 18 до 55 лет (мужчин и женщин), чтобы выяснить, каково их отношение к деньгам. В сознании людей понятие «деньги» тесно связано с этическими категориями. Оказалось, что большинство опрошенных россиян противоречиво или негативно относится к деньгам. В целом мы выделили семь типов нравственной оценки денег. Испытуемые не только отвечали на многочисленные вопросы: их просили придумать сказки на тему денег и выбрать соответствующие ассоциации.

Тип 1. «Деньги — добро и свобода». Эта группа (18%) бесконфликтно-позитивно относится к деньгам. По данным опросника, деньги для таких людей означают «правдивость», «принципиальность», «терпимость», «справедливость». У них самый высокий среди всех типов показатель по шкале «ответственность». Скорее всего, деньги для них — средство обеспечения себя и близких всем необходимым для жизни, а работа — естественное и необходимое занятие. Данный способ восприятия больше всего характерен для людей, ориентированных на учебу, карьеру или заботу о семье.

Тип 2. «Деньги — зло, свобода и зависимость». К этому типу также принадлежит 18% выборки. Негативное отношение к деньгам («деньги» — это «лживость», «беспринципность» и «нетерпимость») у них сочетается с конфликтным представлением о «деньгах» как о «свободе» и «зависимости» одновременно. После анализа их сказок и ассоциаций оказалось, что представителям второго типа денег явно не хватает. Ив самом деле, у них самый низкий показатель удовлетворенности материальным положением. Можно предположить, что этот тип личности не способен заработать достаточно денег для удовлетворения базовых потребностей, поэтому воспринимает их как зло. На сознательном уровне у них стереотип «богатство — это зло», а на бессознательном — позитивное отношение к деньгам, поскольку они удовлетворяют потребности. Поскольку деньги олицетворяют зло, личности подобного типа не стремятся получить их как можно больше.

Тип 3. «Деньги — несправедливость, нетерпимость и зависимость». Это самая маленькая группа всего 5%. Для представителей этого типа отношение к деньгам как к средству существования, гарантии безопасности, способу позаботиться о близких значительно менее выражено, чем у других типов. Однако оценки, которые ставили эти люди деньгам по шкалам «здоровье», «развитие» и «власть», — сравнительно высокие, а по шкале «конфликт» — самые высокие. Получается, что они сознают важную роль денег для развития, сохранения здоровья или приобретения власти ив то же время для них типично неумение заработать и правильно распорядиться деньгами. Отсюда следует оценка денег как «несправедливости» и причины «конфликта». Они также конфликтуют с другими людьми по поводу денег.

Тип 4. «Нравственно-конфликтная оценка денег». Это самый многочисленный тип — 20% выборки. В сознании респондентов деньги одновременно и примерно в равной степени связаны с противоположными нравственными категориями. Получается сложный внутриличностный конфликт. В сказках и ассоциациях очевидно присутствуют понятия, связанные одновременно с добром и злом. Кроме того, в сказках, сочиненных этой группой, много действия, отчетливо звучит тема богатства, количества денег. Четко просматривается ориентация на сберегающее поведение. Персонажи сказок часто получают деньги из кладов, но не расходуют их, а откладывают, заботятся о богатстве, накоплении и т. п. Интересно, что в сказках персонажи не сталкиваются с непреодолимыми препятствиями, то есть обстоятельства не играют решающей роли в экономическом поведении респондентов, что также позволяет прогнозировать их финансовый успех. Правда, позитивное содержание присутствует только в трети сказок. В остальных пессимизм, уныние, ощущение неустроенности. Возможно, отсутствие умений и навыков получения и распределения денег создает чувство неуверенности, неконтролируемости ситуации и вызывает желание сохранить имеющиеся деньги. Но главное — тот самый внутриличностный нравственный конфликт поддерживает ощущение неблагополучия даже при наличии денег, а тревога становится стимулом для их сбережения.

Тип 5. «Нравственно-неопределенная оценка денег. Деньги — терпимость и ответственность». Таких людей немного — 13% выборки. Для них деньги — больше «свобода», нежели «зависимость». Они символизируют не только свободу, но и развитие, дополнительные возможности, ответственность и терпимость. Высоки показатели также по шкале «деньги — средство существования». Показательно, что уровень удовлетворенности материальным благосостоянием достаточно высок по сравнению с другими типами — более высокие оценки встречаются только у первого типа. Таким образом, в отношении к деньгам нет нравственного конфликта. Личность, которая воспринимает деньги как средство развития и достижения свободы, но при этом осознает и собственную ответственность, более терпима к окружающему миру в том, что касается финансовых вопросов. Она также более умеренна в своих материальных притязаниях, рациональна и достаточно компетентно использует деньги.

Тип 6. «Деньги — зло и свобода». Таких людей 16%. В результате анализа сказок и ассоциаций получается, что заработок в этом случае вовсе не источник получения денег. Деньги в сказках прячутся, пропадают, улетают, гуляют и т. п. Вероятно, эти люди не будут иметь много денег. Ассоциации показывают у них самую низкую тенденцию к накоплению. Правда, негативное отношение — не к деньгам вообще, а только к «лишним» деньгам богатству и сбережениям. Подлинного конфликта в отношении к деньгам нет.

Тип 7. «Нравственно-индифферентная оценка денег». Для оставшихся 10% выборки деньги — лишь инструмент, средство обращения и платежа. У них самые высокие оценки денег как средства существования. Впрочем, отсутствие моральной оценки денежного поведения может привести к неразборчивости в средствах достижения материального благосостояния и неосознанному нарушению нравственных норм.

В итоге получается, что позитивная оценка денег (тип 1) встречается только у 18% исследованных россиян реже, чем у каждого пятого. Три типа (2, 3 и 6) явно негативно относятся к деньгам, особенно к их «излишку» (богатству) — и таких 39%. Большая часть исследованных (43%, типы 4,5 и 7) противоречива в своих оценках. Деньги для них одновременно добро и зло.

Отсюда легко сделать вывод о том, какая часть нашего общества готова зарабатывать деньги, а какая будет пассивной в своем экономическом поведении и, как следствие, материально не удовлетворенной. Это исследование позволяет прогнозировать не только экономическую активность, но и ее направленность, характер стратегий финансового поведения, соблюдение нравственных норм делового поведения и многое другое.


Психологи выделили следующие типы людей в зависимости от их покупательского поведения:

1. «Скряга» копит деньги. Испытывает удовольствие не от денег как таковых, а от чувства, что они у него есть, и от чувства защищенности.

2. «Транжира» — противоположный тип. Легко тратит и не может контролировать свое поведение.

3. «Денежный мешок» полностью захвачен зарабатыванием денег, которые рассматривает как лучший метод добиться уважения окружающих и власти над ними.

4. «Торгаш» охотится за дешевкой. Может купить дешевую вещь, даже если она не нужна.

5. «Игрок» любит рисковать и ввязываться в экономические авантюры. Яркий пример — создатели финансовых пирамид. Психологические исследования показывают, что «скряги» и «транжиры» менее уверены в себе и имеют более низкую самооценку, чем представители других типов.

Разные разности
Почему у собак глаза темнее, чем у волков
У большинства домашних собак глаза темно-коричневые. А вот если мы посмотрим на волков, то увидим другую картину — их глаза ярко-желтые. Куда же делся ярко-желтый волчий цвет? Этим вопросом задались японские ученые и решили докопаться до истины.
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...