Новый источник стволовых клеток

s20090303stv2.jpgМезенхимальные стволовые клетки, используемые при клеточной терапии, обнаружены практически во всех тканях. Ученые ищут способ их получения наименее травматичным для пациента путем. Сотрудники НЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И.Кулакова и Института молекулярной биологии им. В.А.Энгельгардта РАН обнаружили мезенхимальные стволовые клетки в менструальной крови. Это один из самых доступных источников таких клеток (abelyavs@yahoo.com).

Менструальная кровь содержит кусочки эндометрия - ткани, которая выстилает матку. Из нее развиваются некоторые внезародышевые органы, в частности плацента. В отсутствие беременности эндометрий отделяется при кровотечении и выводится из организма. Поскольку он каждый месяц образуется заново, то содержание в нем стволовых клеток вполне естественно.

Впервые стволовые клетки эндометрия в биоптатах матки зафиксировали в 2007 году японские ученые. В том же году американские специалисты получили их из менструальной крови. Теперь такую возможность подтвердили российские исследователи. Они использовали донорскую кровь десяти здоровых женщин-добровольцев в возрасте 25-45 лет. Было получено тридцать образцов, за которыми наблюдали в течение четырех лет.

Способность клеток к росту в условиях культуры и собственно наличие их в менструальной крови зависели от состояния организма женщины в течение предшествующего месяца. Например, если женщина была простужена или перенесла стресс, выделить из ее крови стволовые клетки эндометрия удавалось не всегда, а полученные клетки росли в культуре гораздо медленнее. Заметно отличаются образцы и в зависимости от возраста пациенток. Культуру клеток, выделенных у доноров старше 40 лет, не удавалось поддерживать дольше 15-18 месяцев, тогда как клетки от доноров до 30 лет культивировали в течение четырех лет и более.

В целом образцы мезенхимальных стволовых клеток эндометрия делились со скоростью, сопоставимой с наблюдаемой у аналогичных клеток жировой ткани и кожи, и значительно быстрее, чем у клеток пуповинной крови и костного мозга.

Сравнивая стволовые клетки из разных источников, исследователи обнаружили, что клетки эндометрия плохо дифференцируются в адипоциты – клетки жировой ткани, но не хуже других - в остеобласты и клетки кости.

Менструальная кровь может стать одним из самых доступных источников мезенхимальных стволовых клеток - при их получении донор абсолютно не страдает, отмечают авторы исследования.