ChatGPT фирмы OpenAI приковывает к себе внимание не только обычных пользователей, но и академического сообщества. Недавно он стал предметом исследования научной группы профессора Эрика Гузика (Erik Guzik) из Колледжа бизнеса Университета Монтана. Ученые решили проверить на креативность последнюю версию GPT-4. Толчком к исследованию послужило то, что чат-бот способен давать неожиданные и интересные ответы на запросы.
Гузик давно интересуется проблемами мозгового штурма и человеческого воображения. Он занимается тестированием студентов университета с помощью хорошо известного теста творческого мышления Торренса, который существует уже десятилетия. Его описания нет в Сети, так как это интеллектуальная собственность проводящей его фирмы, поэтому профессор уверен, что чат-боту недоступны детали тестирования. В тесте были даны задания, напоминающие жизненные задачи, к примеру — придумать новые применения для уже известного продукта или усовершенствовать его.
Исследователи отправили на оценку сгенерированные чатом ответы на вопросы теста вместе с ответами контрольной группы из 24 студентов, которые обучаются у профессора предпринимательству и финансам. Сервис определял результаты, не зная об участии чат-бота. Затем ученые сравнили их с успехами 2,7 тысяч студентов колледжей США, прошедших точно такой же тест в 2016 году.
Сопоставление с результатами тестирования предыдущей версии GPT-3 годом ранее показало разительные успехи чат-бота. По креативности он обошел 99% студентов, участвовавших в эксперименте. По способности генерировать идеи и по их оригинальности, то есть способности предлагать новые, с точки зрения тестировщиков, идеи, он также оказался в элитном проценте лучших студентов. Особенно удались чат-боту идеи, которые в глазах тестировщиков выглядели полезными и ценными. ИИ немного отстал в гибкости, то есть способности создавать резко отличающиеся друг от друга идеи. Большинство студентов колледжей остались далеко позади.
Профессор задал самому ChatGPT вопрос о том, как он объяснит свои результаты теста, если они окажутся высокими. Чат-бот ответил, что в этом случае тестировщики, скорее всего, не полностью понимают, что такое человеческая креативность, а значит, и инструменты ее оценки должны быть более сложными. С этим, пожалуй, стоит согласиться.
Профессор очень аккуратен и воздержан в интерпретации результатов. И все же он надеется, что чат-бот станет новым инструментом в мире бизнеса и драйвером региональных и национальных инноваций, так как может предлагать нешаблонные решения.
Будущее немыслимо без участия ИИ в том или ином виде, и маркетологи уже используют его для своих творческих задач. Достаточно посмотреть тематические ролики на Ютубе, которые обучают пользованию чатом. Их множество, в том числе на русском языке. К примеру, маркетологи проводят с помощью ChatGPT многофакторный анализ конкурентов, который сильно экономит им время.
И все же стоит вспомнить, что результаты психологических тестов достаточно условны даже для человека. Так оказалось, что известный тест общей оценки интеллекта IQ не отражает реальной картины. Результаты работы были представлены на майской конференции по креативности, проведенной Университетом Южного Орегона.