Химия и Жизнь - Чернокорень — противоречивое растение | Научно-популярный журнал «Химия и жизнь» 2023 №10

Чернокорень — противоречивое растение

Поскольку разница между ядом и лекарством, как известно, в дозе, одно и то же растение может быть и ядовитым, и целебным. Таков чернокорень лекарственный Cynoglossum officinale. Народная медицина использует его давно и широко, официальная — опасается; скотина на лугах его не ест, потому что невкусно, а люди употребляют молодые листья как салатную зелень. При этом все части растения запрещены для использования в составе БАД регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».

Чернокорень — двухлетнее растение высотой до метра, встречается в Европе, Сибири и Средней Азии, на востоке доходит до Байкала. Тибетская медицина с этим растением тоже знакома. Листья у него удлиненные и шершавые. За их форму и шершавость растение и получило латинское название, которое, как это часто бывает, образовано от греческих слов cyno — «собака» и glossum — «язык». Сходство заметил не только Линней, давший чернокорню латинское наименование. Одно из многочисленных русских названий растения, а их больше двух десятков, — «собачий язык» или «песий язык», а по-английски houndstongue и dog’s tongue (язык гончей или язык собаки).

pic_2023_10_39-1.jpg
Чернокорень — растение лекарственное, но ядовитое

Цветки у чернокорня очень красивые, лилово-красные. Они выделяют много нектара, пчелы над ними так и вьются, поэтому чернокорень еще и «медунка». Название «кошачье мыло» он тоже заслужил из-за цветков — они мылятся, если потереть их между пальцами.

Корень у растения толстый, правда, не черный, а красновато-коричневый, но все-таки темный. Он уходит глубоко в землю, обеспечивая засухоустойчивость. Плоды чернокорня — шипастые орешки, которые цепляются за одежду или шерсть животных и так распространяются к великому неудовольствию земледельцев и животноводов, потому что чернокорень — сорняк, нежеланный в лугах и на полях.

Травники используют и листья, и корни. Листья собирают во время цветения, в мае — июне, корни осенью. Измельченные свежие корни или их отвар используют как наружное средство, кровоостанавливающее, антибактериальное, болеутоляющее и противовоспалительное. Повязки, ванны и примочки помогают при ушибах, фурункулах, растяжениях, кожных воспалениях, для ускорения заживления ран и обеззараживания укусов собак и змей, при переломах и суставных болях. Одно из традиционных названий растения, «костолом», связано с ломотой, то есть болью в костях. Считается, что кашица из корня, нанесенная на волосистую часть головы, помогает при облысении, во что верится с трудом.

Внутрь принимают отвар и настой травы и корней или спиртовую настойку. Ее назначают при болях в желудке и кишечнике, диарее, кашле, кровохарканье, гнойных инфекциях и мышечных судорогах.

Иногда из корня делают масляный настой. Измельченный корень заливают топленым маслом и настаивают на слабом огне, пока масло не покраснеет. Краснеет оно от алканина — природного жирорастворимого красителя. Процеженное снадобье используют наружно, а иногда и внутрь принимают. Такое масло долго хранится в прохладном месте, не теряя целебных свойств.

Эфирное масло чернокорня облегчает мигрень и головную боль. При этом запах растения не переносят грызуны и кроты, и люди развешивают сухие растения в домах и хозяйственных помещениях и раскладывают возле ульев, чтобы зимой уберечь пчел от мышиных набегов. Еще одно название чернокорня — «мышиный дух». С его помощью также изгоняют кишечных паразитов, и потому он «глистная трава».

pic_2023_10_39-2.jpg
Плоды чернокорня цепляются за одежду и шерсть

Несмотря на столь многогранное действие, официальная медицина чернокорень не использует, только гомеопаты его применяют в малых дозах. А все потому, что растение ядовито. И если вы не устали от традиционных названий, я сообщу вам еще одно — «красная белладонна».

Токсичными считают пирролизидиновые алкалоиды, то есть алкалоиды, содержащие остатки пирролизидина (см. статью «Ядовитые алкалоиды повсюду» в этом номере). Среди них выделяют циноглоссин, консолидин и гелиосупин. Гелиосупин токсичен для печени. Всасываясь в кровь, он попадает в печень, где активируется, образуя реактивные пирролы, которые повреждают стенки печеночных сосудов и мембраны гепатоцитов. Циноглоссин и консолидин расслабляют гладкую мускулатуру, поэтому вызывают сильную диарею, которая при длительном приеме препарата может привести к обезвоживанию. Вы спросите, почему в таком случае чернокорень принимают при желудочных расстройствах? А он содержит дубильные вещества, которые крепят, а также помогает при инфекционных кишечных заболеваниях.

Циноглоссин, консолидин и некоторые другие алкалоиды чернокорня обладают курареподобным действием. Не пугайтесь. Кураре блокирует передачу нервных импульсов с двигательных нейронов на скелетную мускулатуру, вызывая расслабление мышц. Но этот яд действует, только попав в кровь, в кишечнике он не всасывается, поэтому мясо животных, добытых с помощью отравленных стрел, можно есть. Курареподобные вещества действуют аналогично, даже если их проглотят. В малых дозах их используют как спазмолитики, а в больших они могут быть опасны. Сначала расслабляются мимическая мускулатура и мышцы глотки, потом мышцы шеи и конечностей, а на дыхательную мускулатуру курареподобные алкалоиды действуют в последнюю очередь.

Особенно часто читателей пугают циноглоссином: и дыхательный паралич он может вызвать, и паралич сердечной мышцы. Иногда даже формулу приводят, C20H17NO6, но структурной формулы нигде нет, увы.

Не сочетаются друг с другом рецепты народной медицины и категорический запрет брать в рот листья и препараты чернокорня, а после его приготовления тщательно вымыть руки. «Кошачье мыло» не для людей, увы. Неужели чернокорень и впрямь так ядовит? Он небезопасен. В разных странах, где растет чернокорень, известны случаи отравления животных. На полях коровы и овцы чернокорень не едят, им вообще не нравятся пахучие растения, которые человек охотно потребляет. Но они могут отравиться, получая загрязненные чернокорнем корма.

Так, в Белгородской области на рубеже веков от отравления погибло более двух тысяч голов крупного рогатого скота. Массовые отравления прекратились лишь после того, как посевы кормового растения эспарцета удалось очистить от чернокорня.

Токсинов коровы получали не столько, чтобы падать замертво. Алкалоиды накапливаются в организме и действуют постепенно. Спустя три-четыре недели у животных появлялась депрессия, они худели и слабели. Печень увеличивалась в размерах, сердце билось часто и слабо.

На ранних стадиях животных можно спасти. Специалисты Белгородской государственной сельскохозяйственной академии разработали эффективное средство — лечебно-профилактическую кормовую добавку на основе алюмосиликатов, сахарозы и бета-каротина. Алюмосиликаты связывают пирролизидиновые алкалоиды в кишечнике, не давая им всасываться в кровь. Сахароза и витамины снабжают ослабленных животных энергией и помогают восстановить клетки печени. Если дело зашло слишком далеко и печень сильно повреждена, лечение безрезультатно. Животных приходится забивать.

Отравившиеся чернокорнем люди страдают от тошноты, рвоты и желудочных болей. При сильном, остром отравлении расслабляется скелетная мускулатура, дыхание нарушено, снижается давление, возможны судороги. При желудочных болях ограничиваются промыванием желудка и активированным углем. При курареподобном действии приходится назначать другие препараты и даже прибегать к искусственной вентиляции легких. Специалисты отмечают, что лечение при отравлении чернокорнем симптоматическое, специального противоядия нет.

Однако же лечебный потенциал чернокорня велик. В нем и бактерицидная коричная кислота, и литоспермовая кислота, полезная при гипертиреозе, и целебный алкалоид платифиллин, который успокаивает, снижает давление и помогает при спазмах гладкой мускулатуры, витамины, горечь циноглоссоидин и другие ценные вещества. Неудивительно, что медикам хочется его использовать, хотя бы наружно.

pic_2023_10_40.jpg

В Симферополе, в Крымском федеральном университете им. В.И. Вернадского, разработали мазь для лечения ран. Она содержит смесь зверобоя продырявленного, вероники лекарственной, листьев лопуха, черноголовки, листьев и стеблей белой лилии, чернокорня, а также пчелиный воск, свиной жир, яичное масло, масло виноградных косточек, микробную трансглютаминазу. Разработчики подчеркивают, что чернокорень из-за токсичности взят в количестве вдвое меньшем, чем остальные пять трав. Мазь можно применять уже в первые часы, для крыс и мышей она безопасна и эффективна. На людях ее не испытывали.

Говоря о чернокорне, мы сталкиваемся с явным недостатком экспериментальных данных и большим количеством противоречий, исправить которые можно, лишь исследуя свойства растения. А исследований почти нет. Чернокорень встречается часто, можно его самим собрать или в магазине купить. Во всех руководствах написано, что отравления бывают при передозировке. Так что соблюдайте дозировку.

pic_2023_10_38 (crop).jpg

Универсальное противоядие
Ученые Исследовательского института Скриппса изучили нейротоксины, вырабатываемые многочисленными ядовитыми змеями и создали универсальное противоядие против ядов крайтов, тайпанов, кобр и мамбы.