Оборотни во Вселенной

С. Анофелес

pic_2023_05_63.jpg
Иллюстрация: Андреас Мюллер
Изучение явления ликантропии, превращения человека в волка и обратно, пока что пребывает на донаучной стадии, когда идет описание феноменологии на основании отдельных наблюдений, достоверность которых не очевидна. Однако смелые исследователи уже смотрят в будущее. Вот, например, Михаель Лунд из Института изучения экзопланет НАСА изложил свое видение в апрельском номере основанного им престижного журнала «Acta Prima Aprilia» за 2022 год: пришла пора обратиться к звездам. В самом деле, наука не может строиться на единственном наблюдении, требуется верификация. Значит, чтобы оценить, верно ли мы понимаем проблему земных оборотней, нужно искать проявления ликантропии на других планетах. На каких?

Современные ликантропологи не могут четко сказать, что приводит к превращению. Однако есть зацепки. Например, такая: превращение происходит в полнолуние, причем, как указывают некоторые источники, Луна должна светить как Солнце днем. Тогда на ум приходит фотоядерный механизм, изложенный в работе Эллиота Мэггина «Вой звездного ветра». Согласно ему, изменение спектра светила мгновенно изменяет метаболизм каждой клетки организма. В принципе, предпосылки к этому имеются: достоверно установлено, что в ночи полнолуния у некоторых людей меняется работа некоторых генов, отвечающих за циркадные ритмы. В частности, это пытаются связать с пиком самоубийств в такие ночи. Да и лунатизм не стоит сбрасывать со счетов.

Следуя этой логике, ликантропов над искать на планетах с лунами. А какая луна подходит? Есть большой выбор: спутник диаметром с Луну и на том же расстоянии от планеты, спутник того же размера, но на том расстоянии, чтобы его видимый диаметр был как видимый диаметр местного солнца, спутник, размер которого соотносится с размером планеты как Луна к Земле и помещенный на расстояние, чтобы выглядеть как дневное светило. На луну наложены два ограничения: она должна быть так близко к планете, чтобы солнце не притянуло ее к себе, но достаточно далеко, чтобы приливные силы планеты не разрушили луну.

Анализ каталога из 5005 экзопланет выявил 38 землеподобных кандидатов, у которых может быть луна, удовлетворяющая хоть одному из трех критериев. При этом нашлась одна, где выполнены все три: LHS 1140 b. Она расположена недалеко, на расстоянии в 32 световых года от Земли, причем движется по такой орбите, где возможна жидкая вода, и в ее атмосфере действительно замечен водяной пар. Интересно, что если сравнивать яркости предполагаемых лун у выделенных 38 планет, то они оказывается в разы, а порой и в сотни раз больше, чем у Луны. Неизвестно, впрочем, усиливает это склонность к ликантропии или наоборот. А вот у LHS 1140 b яркость луны будет всего в два раза больше.

В общем, как говорил Н.С. Хрущев на XXII съезде КПСС: «Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!» LHS 1140 b оказывается прекрасным выбором для исследователей, ищущих оборотней в Вселенной.