Научное кафе: второе дыхание

С.М. Комаров

Четвертого апреля 2023 года Фонд Андрея Мельниченко при сотрудничестве с «Химией и жизнью» возобновил любимое мероприятие научных журналистов – научное кафе. Здесь, в неформальной обстановке, журналисты имеют возможность не только пообщаться друг другом, хотя навык такого общения и был несколько утрачен за время пандемии и последующих событий, но и послушать увлекательный рассказ ведущих ученых страны и задать вопрос по обсуждаемой теме. А темы научных кафе всегда горячие и актуальные.

Вот и на этот раз тема была чрезвычайно важная и интересная – возвращение человека на Луну. Последний раз человек там было в 1972 году, после чего возникла пауза более чем на полвека. Да и автоматические станции прекратили полеты примерно на то же время: в 1976 году последняя советская «Луна-24» доставила на Землю 170 грамм лунного грунта. И вот начался новый этап: в 2013-м, спустя 37 лет, новая, на сей раз китайская, автоматическая станция «Чанъэ-3» доставила на Луну луноход «Лунный заяц».

А дальше события пошли по нарастающей. Американцы не только объявили о программе «Артемида», которая должна увенчаться созданием лунной колонии, но и сделали два шага к достижению цели: в 2022 году космический корабль «Орион», пока без экипажа, облетел Луну, а в 2024-м на нем полетит экипаж, членов которого предъявили публике как раз накануне кафе, 3 апреля 2023 года.

Летом же 2023 года должна возобновиться и отечественная программа освоения Луны: станция «Луна-25» впервые в истории осуществит посадку в районе Южного полюса и проведет там бурение грунта с целью найти следы воды. А далее все идет к тому, что на Южном полюсе будет создана силами РФ и КНР Международная научная лунная станция, соглашение о которой подписано в апреле 2022 года.

Чем Луна стала интересна для человека? Какие на ней есть ресурсы? Какой смысл в колонизации Луны? Какие опасности подстерегают человека во время межпланетных перелетов и можно ли от них защититься? Что нужно сделать в системе образования, чтобы мечта об освоении космоса снова стала актуальна у подрастающего поколения? Своими мыслями на эти темы поделились гости кафе – кандидат геолого-минералогических наук С.И. Демидова (ГЕОХИ РАН), доктор физико-математических наук М.Л. Литвак (ИКИ РАН), доктор физико-математических наук В.В. Сазонов (МГУ имени М.В. Ломоносова), доктор технических наук В.А. Шуршаков (ИМБП РАН) и исполнительный директор Фонда Андрея Мельниченко А.М. Чередник.

pic_2023_05_2.JPG
В.В. Сазонов, С.И. Демидова, М.Л. Литвак, В.А. Шуршаков и А.М. Чередник

Интересно, что Фонд Андрея Мельниченко осуществляет программу поддержки одаренных школьников, в частности ориентируя их на область космических исследований.

Предлагаем вашему вниманию две статьи, подготовленные по результатам дискуссии и разговоров на научном кафе, – «Секреты Селены» А. Гурьянова и «Колонизация Мира пыли» С.М. Комарова.

См. также пресс-релиз «Колонизация Луны неизбежна?»