Химия и Жизнь - Чистотел, просто чистотел | Научно-популярный журнал «Химия и жизнь» 2023 №8

Чистотел, просто чистотел

Н. Ручкина

Некоторые лекарственные травы очень редки. Их приходится отыскивать в далеких нагорьях или укромных лощинах, а собирать в новолуние, когда трижды хлопнет крыльями ночная бабочка. Чистотел не таков, растет повсюду: в палисадниках, на обочинах, даже на свалках. Несмотря всю свою несомненную полезность, это — сорная трава.

Яркие, желтые цветки чистотела и его светло-зеленые листья характерной формы хорошо заметны. Если сорвать лист, выступит густой желто-оранжевый сок — латекс, оставляющий пятна на коже и одежде. Такое растение легко найти и легко запомнить, оно обращает на себя внимание. Вот его и заметили, и оценили. С античных времен чистотел использовали  как лекарственное растение. В первом веке нашей эры о нем писали Диокорид в De Materia Medica и Плиний старший в «Естественной истории». Но скорее всего им лечились и раньше.

Латинское название чистотела Chelidonium majus происходит от греческого «хелидон» (ласточка), потому что растение обычно зацветает с прилетом этой птицы. Majus означает «большой», что подразумевает наличие малого. Однако малого не было. C. majus долго оставался единственным представителем рода, пока в 1982 году чешский ботаник Анна Крахулкова (А. Krahulcova) не выделила второй вид, чистотел азиатский C. asiaticum, который считали раньше подвидом чистотела большого. Азиатский чистотел отличается ареалом (он встречается преимущественно в Восточной Азии), опушенностью, формой листьев, а главное — числом хромосом. У чистотела большого их двенадцать, у азиатского — десять.

pic_2023_08_49-1.jpg
Чистотел большой — многолетнее травянистое растение семейства маковых

Если верить античным и средневековым писаниям, чистотелом примерно до XVI века врачевали преимущественно глазные и кожные заболевания. При зубной боли жевали корень, что требовало изрядного стоицизма — чистотел очень горький. В отличие от многих лекарственных трав, это категорически не пищевое растение. Его считали сильным афродизиаком, которое, увы, вызывает бесплодие у женщин. Аромат чистотела якобы предотвращал супружеские ссоры.

Парацельс (1493–1541) активно развивал старинное учение о сигнатурах, согласно которому характерные черты растения (сигнатуры) позволяют определить орган, которому это растение может помочь. Черты могут быть любыми: цвет растения, его форма или время цветения. Тогда чистотел с его желтым соком и желтыми цветками стали активнее принимать внутрь для лечения желтухи и заболеваний печени. А поскольку растение горькое (животные об этом прекрасно знают и чистотел не едят), больным прописывали отвар корня в белом вине.

Родина чистотела большого — Европа, Западная и Центральная Азия и Северная Африка. Это потом колонисты завезли его в Америку, чтобы бородавки лечить. И во всех странах на исконной территории произрастания чистотела он стал одним из самых популярных растений народной медицины и использовали его одинаково.

Свежий или переработанный сок, отвар или измельченный корень применяли наружно, в том числе для лечения стригущего лишая и экземы, выводили мозоли, бородавки и папилломы, отсюда и русское название растения — чистотел; отварами лечили болезни печени и желчного пузыря. Были, конечно, и оригинальные рецепты. В некоторых странах чистотел используют как мочегонное при отеках, лекарство от подагры и геморроя, стимулятор сердечной деятельности и средство для повышения давления. Отваром чистотела изгоняют из кишечника круглых червей, по-польски растение так и называется — глистник. В Румынии C. majus считали противоядием при змеиных укусах.

pic_2023_08_49-2.jpg
Плод чистотела — многосемянная стручковидная коробочка

В Бещадах (это горы на территории Польши, Словакии и Украины) чистотел служил талисманом для защиты от демонов, сушеную траву использовали как благовоние, отпугивающее мух и комаров, а также как профилактическое средство во время эпидемий чумы и других свирепых болезней. Дымом сухой травы окуривали людей, страдающих зубной болью.

Многие лекарственные растения, которые используют веками и даже тысячелетиями, все еще плохо изучены, и чистотел не исключение, хотя исследуют его давно и узнали много. Выяснили, например, что целебная сила чистотела заключается в его латексе. Он образуется и хранится в специальных секреторных клетках, называемых млечниками, которые есть во всех частях растения, кроме цветков. Латекс, по-видимому, защищает растения от травоядных и патогенов. Состав у него сложный, туда входят белки, в том числе ферменты, расщепляющие пептиды, органические кислоты, флавоноиды, растительные стеролы, дубильные вещества, слизь и изохинолиновые алкалоиды.

Именно изохинолиновым алкалоидам, которых сейчас насчитывают более тридцати, приписывают основную биологическую активность чистотела. Наиболее известны сангвинарин и хелеритрин, получаемые из корней, и коптизин, хелидонин и берберин, которых больше в надземных частях. Алкалоиды сражаются с бактериями и подавляют воспаление.

pic_2023_08_50-2a.jpg
Хелидонин

Сангвинарин, например, добавляют в зубные пасты и ополаскиватели для профилактики и лечения гингивита и других воспалений полости рта. Им же выводят бородавки и кондиломы, которые вызывает вирус папилломы человека. Сангвинарин убивает и некоторых простейших: трихомонаду и амебу Entamoeba histolytica, вызывающую абсцессы в печени. Берберин замедляет размножение вируса простого герпеса и вируса гриппа А.

pic_2023_08_50-2b.jpg
Сангвинарин

Как бы ни были эффективны отдельные алкалоиды, лучше всего они действуют все вместе, в сочетании с другими компонентами латекса, например эфиром кофейной кислоты, флавоноидами и белками. Один из латексных белков, хелидоцистатин, относится к классу цистатинов, представители которого обладают антимикробной и противовирусной активностью. Он также уничтожает грибки и, возможно, вирус папилломы человека.

Некоторые свойства чистотела проверены in vitro и in vivo. Экстракты растения лечат отеки и воспаления у крыс, а у мышей — атопический дерматит (аллергическое заболевание). На животных подтвердили желчегонное действие чистотела.

Почему же мы говорим, что чистотел изучен недостаточно? А потому, что его клинических испытаний почти нет. В основном они касаются запатентованных препаратов, содержащих, помимо чистотела, другие компоненты. В одном двойном слепом плацебо-контролируемом исследовании 60 пациентов со спазматическими болями в желчных путях и желудочно-кишечном тракте принимали таблетки с экстрактом C. majus. Спустя шесть недель они чувствовали себя лучше, чем группа плацебо. Но такие малочисленные и краткосрочные исследования неубедительны.

Вторая проблема, с которой сталкиваются медики и потребители чистотела, — его возможная токсичность для печени. Люди жалуются на тошноту и другие неприятные симптомы в желудке и кишечнике, иногда дело доходит до воспаления печени и нарушения оттока желчи. Обычно эти симптомы проходят после прекращения терапии. За последние три десятилетия в Европе зафиксировано более 50 подобных случаев. Однако токсичных компонентов в траве не нашли. Им мог бы быть алкалоид сангвинарин, который часто встречается в ядовитых растениях, но крысы, получая его в больших дозах, своей печени не повредили.

Некоторые исследователи предполагают, что виной осложнениям не токсичность растения, а его взаимодействие с другими лекарствами, индивидуальная непереносимость или нарушения оттока желчи. Если желчи образуется много, а в кишечник она выделяется плохо, воспаление неизбежно. Вопрос о безопасности препаратов  требует тщательного изучения, а пока медицинские контролирующие органы рекомендуют принимать чистотел под контролем врача и не превышать рекомендуемых доз.

pic_2023_08_50-1.jpg
Сок чистотела желто-оранжевый из-за присутствия алкалоидов бензофенантридина и протоберберина

Сейчас препараты, содержащие чистотел, продают через Интернет и в розничных магазинах. Можно купить корни и траву, кремы и даже ферментированный сок. Эта чистотельная бражка хранится до трех лет, ее пьют по чайной ложечке, разводя водой. А летом каждый может воспользоваться свежим соком.

Европейское медицинское агентство определяет чистотел как традиционное растительное лекарственное средство для симптоматического облегчения расстройств пищеварения, таких как диспепсия и метеоризм (прием внутрь), и для лечения мозолей и бородавок (накожное применение).

Российская государственная фармакопея признает траву чистотела как наружное противовоспалительное средство безрецептурного отпуска. В аптеках продают траву и некоторые гомеопатические препараты. Продавцы, действующие в Интернете, уверяют, что чистотел помогает практически от всего.

Чистотел не панацея, конечно. Тем не менее потенциал у этого сорняка огромный. Будем надеяться, что растение, которым полмира лечится не одну тысячу лет, наконец исследуют должным образом, проведут клинические исследования, разберутся с токсичностью и мы получим много эффективных и, что немаловажно, официально признанных лекарств.

pic_2023_08_48.jpg

Пирожное как источник топлива
На волне интереса к биотопливу появилась идея использовать невостребованные хлебобулочные изделия в качестве сырья для биотоплива. А почему бы и нет? Хлеб содержит много крахмала. Он легко расщепляется ферментами на молекулы сахара, которые затем дро...
Универсальное противоядие
Ученые Исследовательского института Скриппса изучили нейротоксины, вырабатываемые многочисленными ядовитыми змеями и создали универсальное противоядие против ядов крайтов, тайпанов, кобр и мамбы.