«Химия и Жизнь», Апрель 2023

В номере:

От пенициллина — к фтортиазинону
Выбор главного редактора
Л.Н. Стрельникова
Очередной успех российской науки. Его можно назвать красивым словом «фтортиазинон», ласкающим слух химиков. Так называется новое биологически активное вещество, которое впервые в мире синтезировали в Национальном исследовательском центре эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи. Эту работу возглавляет доктор биологических наук, профессор Наиля Ахатовна Зигангирова.
Дешевый водород
В.М. Зайченко
Существенная часть того, чем занимаются прикладные науки и инженерия, — решение проблем. Источников проблем два — природа сама по себе и предшествующие человеческие действия. Поэтому всегда можно ожидать, что наши действия по решению какой-либо проблемы вызовут возникновение новой проблемы. Тем более ценны те редкие случаи, когда удается найти одно решение для каких-либо двух проблем. В этом случае мы создаем себе некий экзистенциальный кредит, защиту от неожиданностей, запас прочности. Именно это удалось сделать авторам данной работы.
Загадка странных металлов
Порой кажется, что в физике металлов сделано уж почти все и что-то новое найти невозможно. Однако не исключено, что ситуация подобна той, какая был в физике полтора столетия назад.
Странная антигравитация?
Современный ученый вряд ли осмелится сделать нижеследующие предположения, а вот научному журналисту это дозволено. Он ведь антипод флюсоподобного, если пользоваться метким выражением Козьмы Пруткова, специалиста: специалист в пределе знает все ни о чем, а журналист не знает ничего, но обо всем. И в этом незнании всегда можно отыскать подходящее к делу зерно. В контексте появления в истории странных металлов слова «черная дыра» таким зерном оказывается эффект Подклетнова. Поскольку речь о нем в журнале шла очень давно, в 1998 году, напомним суть этой истории.
Карта вещества Вселенной
Открытая статья
Коллаборация из полутора сотен ученых закончила работу по составлению самой точной карты распределения вещества во Вселенной. Карта стала результатом совместного анализа данных Южного полярного телескопа в Антарктиде и обзора темной энергии с помощью четырехметрового телескопа им. Виктора Бланко в Чили. На одних и тех же участках неба астрофизики совместили объемные базы данных о положении видимых галактик, их смещениях из-за линзирования света, а также линзировании реликтового излучения. Ученые учли данные о его распределении на небесной сфере, полученные специализированным спутником Планк. Основные результаты подробной карты соответствуют стандартной модели. Однако есть интересные нюансы.
Галактика с хвостом
Открытая статья
Карликовые галактики отличаются низкой светимостью и относительно большими размерами. Одну из ближайших к нам ультрадиффузных галактик F8D1, у которой впервые обнаружен звездный хвост, изучила международная группа астрофизиков. Открытие приливного хвоста — это явное свидетельство того, что эволюция галактики в последние миллиарды лет привела ее к современной экзотической форме. Авторы работы предполагают, что вытянутый поток звезд был вызван пролетом галактики F8D1 вблизи крупной галактики М81, доминирующей в группе. Она то и отняла у маленькой галактики газ, необходимый для формирования ее светил. Ученые уверены, что и другие ультрадифузные галактики эволюционируют подобным образом.
Вулкан на магнетаре?
Открытая статья
Магнетары — это особый подкласс семейства изолированных нейтронных звезд, компактных объектов в десятки километров, плотных как атомное ядро останков мертвых звезд, сжавшихся под действием гравитации. Они делают один оборот в несколько секунд и обладают самыми сильными магнитными полями во Вселенной. В октябре 2020 года магнетар SGR 1935+2154, удаленный от нас на 30 тысяч световых лет, неожиданно резко замедлил свое вращение. Объяснение этого экзотического явления недавно предложила группа астрофизиков. Они предполагают, что замедление вызвано образованием разрыва на поверхности звезды. Вероятно вблизи ее магнитного полюса в течение нескольких часов происходило вулканическое извержение потока ионной плазмы.
Кольца кентавра
Открытая статья
Астероид Харикло движется за орбитой Сатурна и принадлежит к классу кентавров, которые располагаются внутри орбит газовых гигантов и по своей активности похожи на кометы. Два тонких и близких друг к другу кольца обращаются вокруг Харикло на расстоянии в 400 км от его центра. Это установлено методом затмений. В октябре прошлого года луч зрения, направленный на одну их дальних звезд, опять пересекал кольца. На этот раз за ними следил новейший инфракрасный телескоп Джемйс Уэбб. Так удалось выясниить, что внешнее тонкое кольцо (толщина 2-4 км) отделено от толстого внутреннего (6-7 км) щелью в 9 км. Успех наблюдателей открывает путь к изучению затмений других дальних тел Солнечной системы.
Аномалии нуклеосинтеза?
Открытая статья
Вопрос о происхождении земных элементов и их изотопов решает теория образования Солнечной системы. В начале года в журнале Science появилась работа английских ученых, посвященная изучению изотопного состава метеоритов. Исследователи проанализировали 18 метеоритов на предмет содержания в них пяти разных изотопов цинка. Из них 7 карбонатных метеоритов происходило из внешних областей Солнечной системы, 11 некарбонатных – из внутренних. Затем ученые сравнили изотопные соотношения с земными. Оказалось, что метеориты, родившиеся от астероидов внешней частей Солнечной системы, поставили около половины земного цинка. Этот вывод резко противоречит современным теориям происхождения ранней Солнечной системы. Согласно им Земля формировалась в основном из материала ее внутренних частей.
Птицы города
О.Н. Нестеренко
Какие утки, кроме крякв, зимуют на московских прудах, почему становится меньше городских воробьев и почему в городе грачи появляются осенью, а зарянки поют по ночам.
Разоблачение громкой фальсификации ХХ века
А.А. Зализняк
Одна из самых одиозных фальсификаций ХХ века — «Велесова книга». Ее разбор, наряду с детальным анализом «новой хронологии» А.Т. Фоменко, включен в новое издание книги Андрея Анатольевича Зализняка (1935–2017) «Из заметок о современной лингвистике». Книгу к изданию подготовила «Альпина нон-фикшн». Первое издание выходило более десяти лет назад. С разрешения издательства публикуем фрагмент о «Велесовой книге» как блистательный пример убедительного разоблачения фальсификации с позиций настоящей науки.
Кое-что о щекотке
Щекотка — явление, интуитивно понятное; это прикосновение, вызывающее приятные ощущения и смех или беспокойство и дискомфорт, смотря по обстоятельствам. Однако же об этой кажущейся простоте ученые размышляют с глубокой древности и до наших дней. Стало быть – есть над чем.
Табебуйя — муравьиное дерево
Открытая статья
Не все муравьи сооружают муравейники или подземные жилища. В тропиках с их всезатопляющими дождями лучше селиться повыше. У некоторых тропических деревьев и кустарников ветви, а иногда и стволы, имеют полости, и муравьи охотно занимают их. Местные жители называют такие деревья муравьиными, а ученые — мирмекофильными. Муравьиные деревья растут в лесах Африки, Южной Америки, Новой Гвинеи и относятся к разным семействам. Чтобы понять, какое именно растение имеется в виду, нужно знать его научное название. Сегодня речь пойдет о муравьином дереве Tabebuia impetiginosa, оно же Handroanthus impetiginosus.
Четвертая мозговая оболочка
Открытая статья
Новым достижением анатомии мозга стало обнаружение неизвестного ранее компонента многослойной менингиальной оболочки, мезотелия. Он одновременно работает как защитный барьер и платформа иммунных клеток, которые борются с нейроинфекциями и воспалениями. Менингиальная оболочка разделяет поток спинномозговой жидкости внутри и вокруг мозга. До сих пор были известны три мембраны менингиального слоя, создающие гематоэнцефалический барьер и обеспечивающие циркуляцию жидкости. Это твердая, паутинная и мягкая оболочки головного и спинного мозга.
Подвижный интеллект
Открытая статья
Новое исследование группы ученых из Университетского колледжа Лондона касается интеллектуальных возможностей 167 пациентов госпиталя при нем со здоровой центральной нервной системой и 227 пациентов, которые страдали последствиями инсульта или хорошо локализованными опухолями мозга в передней доле коры головного мозга и вне ее. Для того, чтобы распутать анатомические картины болезненных изменений ученые применяли матричный тест для оценки их интеллекта. Связи между областями коры исследователи рассматривали как элементы математической сети. В результате статистического анализа ответов пациентов на тесты нейрофизиологи смогли разделить карты когнитивных возможностей и анатомических нарушений мозга. По ответам на тесты ученым удалось выяснить, какие пациенты хуже справляются с тестами исключительно из-за болезни их мозга.
Синапсы про запас
Открытая статья
Синапсы — это места контакта между нейронами или нейроном и клеткой. Эти контакты служат для передачи нервного импульса. Нейрофизиологи Массачусетского Технологического института установили, что во взрослом мозгу молчащие и незрелые синапсы очень многочисленны. Миллионы таких соединений ожидают своей очереди сформировать новую память. У взрослых мышей к ним принадлежит до 30% от общего числа синапсов. Работа стала первым подтверждением теории, объясняющей пластичность памяти млекопитающих. Теперь ученые ищут молчащие синапсы в препаратах человеческого мозга.
Печать глазных тканей
Открытая статья
Ученые из США применили трехмерную печать для получения тканей глаза, которые поддерживают фоторецепторы сетчатки. Эта смесь клеток образует внешний барьер между сетчаткой и кровеносными сосудами, оплетающими глаз. Достижение биологов дает возможность массово выращивать ткани глаза для исследований дегенеративных заболеваний сетчатки. Авторы работы надеются и на создание материала для пересадки больным.
Два часа грязного воздуха
Открытая статья
Врачи всегда полагали, что типичное загрязнение воздуха мелкими частицами не может сильно влиять на мозг. Однако, такое мнение неверно. Это недавно обнаружила группа канадских ученых. Они впервые экспериментально изучили влияние на работу мозга выхлопа автомобилей на дизельном топливе. Для анализа исследователи применили метод магниторезонансного сканирования. Оказалось, что даже кратковременное пребывание в типично грязной городской атмосфере серьезно нарушает нормальные связи в коре головного мозга.
Как в медицине появились женщины
В.А. Острогорская
Какое отношение имеют два великих российских врача, Пирогов и Боткин, к появлению женщин в медицине? Почему в этом оказалась замешана дочь вюртембергского принца? Почему врач должен быть еще и интендантом? Приступим, и обо всем по порядку.
Хитрец
Анна Кириллова
Вечером зашла старушка сказочница. Словно заглянуло солнце в спальню. Как будто снова поплыли белые облака в прозрачно-голубом небе, пышно убрались деревья в саду и закипело в большом котле сливовое варенье… Девочка зажмурилась от удовольствия...
Похитители велосипедов
Короткие заметки
Открытая статья
Ученые из Массачусетского технологического института с помощью радиометок проследили судьбу похищенных велосипедов в Амстердаме.
Зимняя спячка у людей?
Короткие заметки
Открытая статья
Казалось бы, заданный вопрос смешон, ведь важнейшее преимущество человека перед животными в том, что его поведение не зависит от сезона. Однако исследователи не устают ломать хрестоматийные истины.
Степной транзит