«Химия и Жизнь», Май 2020

В номере:

Натрий: факты и фактики
Элемент №...
А. Мотыляев
Как из натрия зажигают звезду в мезосфере? Откуда берется натрий во Вселенной? Какое самое важное для жизни на Земле соединение натрия? Как натрий формировал технологическую цивилизацию? Откуда берется сама сода? В чем смысл этого процесса? Почему гидроксид натрия назвали каустической содой? Как получают металлический натрий? Зачем металлический натрий ядерщикам? Что такое натриевая батарейка? Какова роль натрия в формировании минеральных вод? Чем соль похожа на табак?
Съесть пуд соли
А. Мотыляев
Сейчас среднее потребление соли в мире составляет 9—12 граммов в день. ВОЗ рекомендует снизить его по крайней мере вдвое, до 5–6 граммов в день. Научный мир в этом вопросе разделился на две непересекающиеся и не общающиеся между собой группы – так сказать, солепессимисты и диссиденты-солеоптимисты.
Происхождение человека: вопрос соли
А.В. Кулик
Соль для человека – необходимый, незаменимый и физиологически многофункциональный продукт. Но при этом она постоянно выводится из организма. Стало быть, столь же постоянно человек нуждается в ее пополнении, а если нет соли в организме – нет и самого человека. Современный человек, владеющий технологией, соль добывает из-под земли либо выпаривает ее из морской воды. А как человек вообще приучился к соли?
Пирамиды из песка
И.Ф. Шлегель
Какие технологии использовали древние строители, создатели мегалитических сооружений по всему миру? Эта тема в числе вечных. А если это был бетон? Не тот, что запатентовал Жозеф Монье в 1885 году и на изготовление которого нужно тратить много тепла, а другой, получаемый ручным трудом. Автор статьи, директор Института новых технологий и автоматизации промышленности строительных материалов, предлагает свою версию.
Студень запомнит форму
Гидрогели известны нам в обыденной жизни как желе и студни. Однако, когда они обретают способность менять свою форму при различных воздействиях, то становятся важнейшим материалом и для медиков, и для создателей искусственных существ. Впрочем, материаловеды находятся в самом начале этого скользкого пути.
Тулиевый лазер плюс вода
Л. Намер
Ученые из Института фотонных технологий и Тихоокеанского океанологического института им. В.И.Ильичева РАН исследовали то, что они назвали лазероиндуцированным режимом сверхинтенсивного пузырькового кипения.
Еще раз о шаровой молнии
Л. Намер
Интенсивность электромагнитного излучения шаровой молнии оценили исследователи из Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова и предложили механизм генерации этого излучения.
Тритий и его КПД
Л. Намер
Сотрудники Физико-технического института имени А.Ф.Иоффе сделали источник электроэнергии на основе изотопа водорода, трития, и полупроводниковой структуры AlGaAs/GaAs.
Полет — не шмеля, но капли
Л. Намер
Сотрудники Национального исследовательского Томского политехнического университета изучили отскок друг от друга взаимодействующих капель воды.
Облегчим жизнь контакта
Л. Намер
Странный способ увеличить стойкость контактов предложили ученые из Санкт-Петербургского государственного университета.
Бомбой по астероиду. Пока — моделирование
Л. Намер
Исследователи из Российского федерального ядерного центра взяли неодимовый лазер и выяснили, при какой мощности импульса разрушается макет астероидов разного типа и на какого размера осколки.
Газ или жидкость? Проводник или изолятор?
Л. Намер
Жидкий металл — проводник, а газообразный металл при не слишком больших давлениях — вроде изолятор. Вопрос: переходы газ — жидкость и изолятор — проводник – это один переход или два? Исследовали его и экспериментально, и теоретически, и вроде договорились, что у щелочных металлов это один, а у ртути — вроде два, а остальные очень уж сложно исследовать. Авторы работы А.Л.Хомкин и А.С.Шумихин (Объединенный институт высоких температур РАН) построили новую модель этого загадочного состояния, которое отчасти жидкость, а отчасти газ, и получили неплохое согласование с экспериментальными данными.
Ещё новое в мире задач
Спросите учителя
Л.А. Ашкинази
Рассмотрение новых типов задач полезно и потому, что вы можете с ними встретиться, и потому, что вы сами можете кого-то с ними «встретить» — если преподаете физику. Или иной предмет — поскольку многие типы задач вполне возможны по другим предметам. Некоторые новые типы задач мы рассмотрели ранее, здесь рассмотрение продолжено.
Эволюция: третий путь
И.А. Криштафович
Если наблюдаемое разнообразие жизни на Земле не продукт естественного отбора и не результат сверхъестественного акта творения, то не причастно ли к его возникновению некое естественное и материалистичное разумное начало?
Пчелиные чудеса
Открытая статья
«Послушайте, ну о чем вы рассказываете, какой коллективный разум, какие коммуникации, какой горизонтальный перенос у высших организмов?» — возмутится иной биолог, прочитав текст с гипотезой об интеллектуальной биосфере. И будет не очень прав, потому что жизнь устроена гораздо сложнее устоявшихся схем. Вот один из примеров того, как высшие организмы передают знания в буквальном смысле с молоком матери. Речь идет, правда, не о млекопитающих, а о пчелах.
Дмитрий Иванович Писарев и российская наука
Открытая статья
Кто был отцом российской науки? Отвечая на этот вопрос, кто-то вспомнит Петра Первого, решительно внедрявшего в России европейские нравы и порядки, а кто-то — ученого, поэта и просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. Мало кому придет на ум Дмитрий Иванович Писарев (1840–1868), блестящий публицист и литературный критик, чьи статьи вдохновили многих российских юношей на занятия наукой. В октябре 2020 года исполняется 180 лет со дня его рождения.
Белки – пособники коронавируса
О.В. Космачевская
Исследователи из института Рагона, Гарварда и Массачусетского технологического института совместно с коллегами со всего мира провели обширное исследование по поиску типов клеток, которые становятся мишенями для коронавируса. Так были выявлены клетки-мишени которые производят одновременно два белка, помогающих вирусу SARS-CoV-2 проникать в клетку.
Заплатка для кости
О.В. Космачевская
Полимерные импланты широко используют в костной хирургии. Для их изготовления необходим высокопористый материал, схожий с натуральной костью, в который легко прорастала бы костная ткань. Сделать его не так-то просто. Исследовательскому коллективу из НИТУ «МИСиС» и НИЦЭМ им. Н.Ф.Гамалеи удалось получить материал с 80%-ной пористостью.
Защитники сердечных клеток
О.В. Космачевская
Группа ученых из Института проблем химической физики РАН (Черноголовка) синтезировала новые катионные одноядерные ДНКЖ (динитрозильные комплексы железа) и проверили, как они влияют на клетки – повышают их жизнеспособность или убивают.
Чем больше сна, тем меньше жира – и наоборот
О.В. Космачевская
Ученые задались вопросом, могут ли нарушения в метаболизме влиять на сон? На этот вопрос решили ответить американские исследователи из университета Пенсильвании и университета Невады в Рино.
Честь и бесчестье биологических имен
Открытая статья
Поговорим о президентах и бабочках, о безглазом жуке и Гитлере, о Конан Дойле и птеродактиле, о пиратском доступе к научным статьям и различии между паразитом и паразитоидом. Иными словами, о некоторых аспектах биологической номенклатуры.
Приматы Балийского моря
Ольга Арнольд
Интеллект и моллюск, казалось бы, две вещи несовместные. Но это если не вспоминать о головоногих. Осьминоги, кальмары, каракатицы способны удивить любого пришельца из надводного мира. Красивые, умные, непредсказуемые — время в их обществе летит незаметно.
Зоопарк в годы войны
Ольга Нестеренко
Московский зоопарк — старейший в России. Он был создан в 1864 году по инициативе Императорского русского общества акклиматизации животных и растений. За время своего существования Московскому зоопарку пришлось не раз переживать трудные времена: революции 1905 и 1917 года, Гражданскую войну, потом Великую Отечественную. В юбилейный год Победы хочется вспомнить, как во время войны сотрудники Московского зоопарка сохраняли жизни своих подопечных.
Даёшь опыление!
Только в сказках шмели спокойно летают через море. Обычно насекомым по силам куда меньшие расстояния. И что прикажете делать, если вблизи нашего садика опылители не живут? На этот случай наука разрабатывает высокотехнологичные решения.
Дамиана — возвращает жизни  радость
Открытая статья
Врачи майя считали, что отвар из листьев кустарника, называемого mis kok — «метла для астмы» — активизирует циркуляцию крови, особенно в брюшной полости, и стимулируют потенцию. В конце XVII века растением заинтересовались живущие в Мексике европейцы. Миссионер Хуан Мария да Сальватьерра назвал его дамианой в честь покровителя фармацевтов, святого мученика и бессребреника Дамиана. А его латинское имя — Turnera diffusa, тёрнера раскидистая. Род Turnera включает 135 видов, растущих в субтропиках и тропиках Америки, и два африканских. Лечебными свойствами обладают лишь некоторые из них.
«Новые горизонты» в поясе Койпера
Открытая статья
Продолжая свое движение на периферию Солнечной системы, космический аппарат «Новые горизонты» в новогоднюю ночь 2019 года этот аппарат прицельно приблизился к астероиду Аррокоту и подробно исследовал его, собрав пятьдесят гигабайтов данных. Основная их часть уже получена, остальные поступят на Землю до осени 2020 года.
Земля — образец для экзопланет
Открытая статья
Астрономы Корнеллского университета смоделировали спектры атмосферы Земли в видимой и ультрафиолетовой областях в разное время ее геологического развития. Пять моделей таких спектров вскоре позволят направленно вести поиск землеподобных экзопланет, находящихся от нас на расстоянии 50–100 световых лет.
Квазар: молодые джеты и газовые облака
Открытая статья
Как взаимодействует вещество в окрестностях сверхмассивной черной дыры? Это удалось рассмотреть телескопом ALMA, наблюдая за центральной дырой у молодой активной галактики, находящейся от нас на расстоянии в 11 млрд световых лет.
Стерилизация темного вещества
Открытая статья
Можно ли рентгеновское излучение ближних галактик интерпретировать как сигнал от их темного вещества? Как оказалось, нет. Такой ответ закрывает очередной этап поиска стерильных нейтрино в темной материи.
Плесень на темной материи
Открытая статья
Десять лет назад биологи разработали алгоритм, позволяющий рассчитать траекторию распространения плесени. А теперь оказалось, что сети, созданные биологической системой и силой гравитации, удивительно похожи. Поэтому астрофизики заложили идеологию «плесневого» алгоритма в компьютерную программу. Так была построена трехмерная модель-карта расположения филаментов в нашей области Вселенной — до ста миллионов световых лет в радиусе от Земли.
Книга машин
Фантастический год
С. Батлер
Герой С.Батлера изучает историю Эрефона, пытаясь понять, какие необычайные события и идеи могли привести к повсеместному уничтожению сложных машин и механических устройств. В руки герою попадает печатная копия работы, изданной пятьсот лет назад и вызвавшей неисчислимые бедствия и многочисленные жертвы. Он переводит объемистый трактат эрефонского пророка. Первую его часть мы опубликовали в предыдущем номере. В этом выпуске – окончание трактата.
«Кот и клубок»
Марина Аницкая
Господин Гаттамелата хмыкнул, заложил пальцем страницу и закрыл томик, вглядываясь в имя на обложке.
— Новомодный поэт, — пояснил Каммингс. — Ни больших букв, ни запятых.
Господин Гаттамелата прищурился, улыбаясь:
— Я бы назвал это возвращением к истокам. И то и другое изобрели не сразу...
Промежуток
Марина Мартова