«Химия и Жизнь», Август 2019

В номере:

Думай проще!
Хемофилия
Л.Н. Стрельникова, А.Ф. Топунов
Доктор биологических наук Алексей Федорович Топунов, заведующий лабораторией в Институте биохимии имени Баха, автор нашего журнала, всю жизнь занимается исследованиями гемоглобинов, растительных и животных. Но круг его интересов значительно шире, хотя эти интересы тоже сформировал любимый им объект исследования. Почему гемоглобины могут служить молекулярными часами, есть ли жизнь во вселенной и что главное в пищевом поведении – обо всем этом с гостем рубрики беседует главный редактор журнала Любовь Николаевна Стрельникова.
Ядом — по туберкулезу
Открытая статья
Из яда скорпиона выделили два соединения, которые могут стать антибиотиками нового поколения. Что особенно приятно — для получения этих соединений не придется «доить» скорпиона, поскольку химики придумали схему синтеза этих перспективных веществ.
Ключевой поворот в эволюции
Открытая статья
Около 170 миллионов лет назад коренным образом изменились факторы, управляющие глобальной эволюцией Мирового океана. До этого развитие морских организмов главным образом контролировалось химическим составом океана и климатом. Примерно с середины юрского периода более важными становятся биологические факторы, такие как отношения хищник — жертва. К таким выводам пришли исследователи из Плимутского университета.
Новый разлагаемый полимер
Открытая статья
«Дегидроаспирин» — так называется мономер, который синтезировали ученые из японского Университета Синсю. Из этого вещества получается виниловый полимер, гидролизующийся в уксусную и салициловые кислоты — исходные вещества аспирина. Это один из немногих винильных полимеров, который достаточно просто подвергается вторичной переработке.
Торий: факты и фактики
Открытая статья
Откуда взялся торий? Как открыли торий? В чем особенность радиоактивности тория? Как торием меряют время? Откуда берут торий? Где начали применять торий? Какие еще специальности освоил торий? Что такое ториевая энергетика? Кто ведет работы по ториевой энергетике?
Красноуфимский монацит
С 1960 по 1964 год на станцию Зюрзя (в 6 км от Красноуфимска), где во время войны был оборудован обширный складской комплекс для хранения продуктов, стали завозить монацитовый концентрат. Возможно, его хотели использовать как сырье для извлечения тория с целью сделать бомбу, а может, как источник редкоземельных элементов и фосфорных удобрений – история умалчивает. Главное же, что этим планам не суждено было сбыться и монацитовый песок до сих пор лежит мертвым грузом. В 90-е годы, когда экологическая сознательность граждан выросла, общество обнаружило, что песок-то радиоактивный.
Почему бутерброд падает маслом вниз?
Г.В. Эрлих
Каждый из нас хоть раз в жизни ронял бутерброд на пол и на собственном опыте убедился, что таки да — бутерброд падает маслом вниз. Многие усматривают в этом проявление закона Мэрфи: «Если что-то может пойти не так, то это непременно случится». Закон Мэрфи, конечно, правильный, это подтверждает вся история человечества, но механизмы его проявления непонятны. Прямо скажем, они отдают мистикой, а мистику ученые ненавидят больше всего на свете. Поэтому «закону бутерброда», точнее говоря, попыткам его опровержения, посвящено огромное количество исследований.
Генетики считают обманутых мужей
Проблемы и методы любви
Открытая статья
Деликатный вопрос: у скольких людей биологический отец — не тот, что записан в документах? Специалисты в области популяционной генетики могут ответить на этот вопрос. И не только нашим современникам, но и предкам, жившим четыре-пять веков назад.
Жить, а не выживать
Американский биохимик и генетик Брюс Эймс прославился разработкой теста имени себя, позволяющего быстро и просто оценить мутагенность химического соединения. Но со временем ученый заинтересовался проблемой здорового долголетия. И чем дольше Брюс Эймс разрабатывает эту тему, тем больше обнаруживает веществ, необходимых человеку для защиты от возрастных заболеваний.
Первый биолог в глубине моря
Ольга Арнольд
Спросите, кто может быть героем статьи с таким названием, и девять из десяти ответят: «Жак-Ив Кусто!» Однако, при всем уважении к капитану «Калипсо», первым был совсем другой человек.
Симбиоз, или давайте жить дружно!
В море и на суше
Т.Н. Виноградова
Герой Мольера до почтенных лет не знал, что говорит прозой. А мы, произнося слово «симбиоз», часто на самом деле хотим сказать «мутуализм». Симбиоз же бывает очень разным, и не всегда это чудесная картина взаимной выгоды без всяких потерь.
Путем пармезана
Открытая статья
Молочные реки — что несут они нам? Пищу, конечно, а новорожденным к тому же — первые антитела и первые кишечные бактерии. Младенцы появляются на свет с чистым кишечником, его микробное сообщество постепенно формируется уже после рождения. Долгое время считали, что бактерии попадают в организм новорожденного извне: из вагины матери или из микробного сообщества ее кала, а грудное молоко стерильно. Но оказалось, что и молоко вносит свой вклад в формирование младенческой микрофлоры.
Всякий ли сахар сладкий
Сто химических мифов
Открытая статья
Когда говорят «сахар», то, как правило, имеют в виду сахарный песок или кусковой сахар-рафинад. С химической же точки зрения сахар — представитель сладких на вкус низкомолекулярных углеводов, которых много; чтобы подчеркнуть это, используют термин «сахара». А вообще углеводы — самые распространенные органические вещества на Земле; они составляют три четверти ежегодного производства биомассы, в основном это полисахариды (к ним относятся, например, крахмал и целлюлоза).
Инонотус скошенный, на березу брошенный
Открытая статья
По всему Северному полушарию выше 45-й параллели растут березы. И нередко на их стволах можно встретить темный, почти черный, весь в трещинах нарост — чагу, разросшийся мицелий трутовика скошенного Inonotus obliquus. Чага, она же березовый гриб, — одно из известнейших российских средств народной медицины.
Убергельд Стива Земного
Алексей Карташов, Александра Тайц
— Доброе утро, Зульфия, свет очей моих.
— Джошуа, я предпочитаю, чтобы вы называли меня просто «Зульфия», — ответила электронная секретарша откуда-то с потолка и оскорбленно замолчала. Вечно она находит такое место для звука, чтобы максимально меня подавлять...
Искусство должно быть понятно массам
Цитата
Константин Душенко
Константин Душенко продолжает исследование известных цитат. В этом номере речь пойдет о фразе «искусство должно быть понятно массам».
Не все люди враги…
Мемуары
М.Б. Черненко
Продолжаем публиковать фрагменты из мемуаров одного из создателей «Химии и жизни» М.Б.Черненко «Чужие и свои».
Два кода
Наталья Голованова
— Центральный компьютер скоро загнется, — злорадно шипит Юля. — Его последний день не за горами.
Про «последний день ЦК» болтают давно. По-моему, это бред. Я хочу возразить, но головная боль все усиливается...