«Химия и Жизнь», Апрель 2019

В номере:

Межфазный переход
Хемофилия
Л.Н. Стрельникова, С.С. Галибеев
В химии, как и в любой области науки и технологий, есть исследователи и разработчики, а есть производственники и бизнесмены. Это две разные фазы, которые плохо смешиваются. Но иногда, крайне редко, встречаются талантливые химики, которые оказываются успешными и отлично себя чувствуют, существуя в обеих фазах, последовательно или параллельно. Среди них — гость нашей рубрики Сергей Сергеевич Галибеев, доктор химических наук, директор по развитию компании «Уралхим».
Молекула-гигант
Открытая статья
Химики синтезировали самый объемный ацен. Вообще, это очень перспективный класс органических соединений — огромные молекулы, состоящие из линейно присоединенных бензольных колец. Новый гигант состоит из скелета — четырех конденсированных бензольных колец, в каждом из которых водород замещен на бензольные кольца.
Хатимодзи — альтернативная жизнь?
Открытая статья
Исследователи создали генетический код, в котором используется восемь азотистых оснований вместо обычных четырех. Расширенный генетический алфавит показывает, что та биохимия, которую мы сегодня наблюдаем на Земле, — не единственно возможная.
Умная одежда
Открытая статья
Разработан новый текстильный материал, одежда из которого позволит своему хозяину поддерживать оптимальный температурный режим. Ткань регулирует перенос тепла в зависимости от того, жарко хозяину или холодно, реагируя на то, насколько интенсивно идет потоотделение.
Исправленные дети
В.М. Хуторецкий
Суды между учеными и изобретателями, касающиеся приоритета, — довольно обычное явление, но суды над учеными — редкость в развитых странах. Тем не менее они встречаются. Вполне возможно, что мы станем свидетелями еще одной не только научной, но и уголовной драмы с ученым в главной роли, о которой и пойдет речь.
Сколько у нас генов?
Ю.Е. Макарова
После того как ученые получили основную информацию о геноме человека, они попытались определить число генов, но эта задача оказалась непростой. Точное число неизвестно до сих пор, и все же оценки становятся все более достоверными.
Сколько жить бабушке?
Наука и общество
Биологов мало беспокоит наличие дедушек. Живут себе, и ладно. Зато эволюционный смысл существования бабушек не дает им покоя. Уже не один десяток лет ученые разбираются, для чего нужны бабушки и насколько они необходимы, и даже вычислили, когда им пора умирать.
Красное мясо и стейк с кровью
Сто химических мифов
Открытая статья
По разным данным, на зрение приходится от 80 до 90% информации, которую обрабатывает мозг человека. Цвет не только позволяет лучше ориентироваться в окружающем мире, он также создает у людей определенное настроение. Важен для человека и цвет пищи, которую он покупает и ест.
Хватит говорить, пора сажать!
Ресурсы
Основная идея борьбы с глобальным потеплением — убрать тот углекислый газ, что образуется при сжигании органического топлива. Патентованное средство — сократить сжигание этого топлива. Однако есть и альтернатива — выкачивать углекислый газ из атмосферы: либо с помощью специальных устройств, которые надо создать, либо с помощью фотосинтезирующих организмов, которые надо культивировать. О первом пути, ведущем в мир, где топливо будут делать из воды и углекислого газа, мы недавно рассказывали. Посмотрим на второй путь, который приводит к деревянному миру, где главным конструкционным материалом оказывается древесина.
Первый академик-эколог
Первого апреля 2019 года исполнилось 100 лет выдающемуся советскому биологу Станиславу Семеновичу Шварцу (1919–1976) — человеку, который сделал экологию в СССР самостоятельной научной дисциплиной.
Цветущие в земле
В море и на суше
Т.Н. Виноградова
Всем известно, что у растений есть надземные и подземные части. Но когда подземной частью оказывается душистый цветок — это по меньшей мере странно.
Маргиналии XXI века
Открытая статья
Средневековые маргиналии — смешные причудливые рисунки на полях церковных книг или при буквице — помогали не уснуть во время чтения, намекали на политические реалии, на личные обстоятельства заказчика книги либо самого писца. С разрешения старших, при их попустительстве или без оного изображалось нечто весьма отдаленно связанное с ученым текстом. А что современный ученый люд думает о маргиналиях? Можно ли найти «разговорчики в строю» на страницах высокоимпактных рецензируемых журналов?
Физика вчера и сегодня — десять ситуаций
Л.А. Ашкинази
Что принципиально изменилось в физике за последний век? Не в смысле новых экспериментов, новых данных и новых теорий, а в смысле самого подхода к исследованию Природы? Если спросить практикующего физика, что такое физика, — раздраженный тем, что его отвлекли от работы, он, скорее всего, буркнет что-то вроде «эксперимент представляет данные, теория объясняет результаты и предсказывает, а эксперимент проверяет, ну и если все хорошо, то нобелевка, а если нет, то меняй вольтметр или уточняй теорию». Понятно, что он отчасти шутит, отчасти завидует, отчасти радуется за коллег и свою физику, однако больше всего хочет, чтобы от него отстали. Но классическая историческая ситуация была именно такова, как он нам поведал.
Вера в алоэ
Открытая статья
Лечебные свойства алоэ известны с незапамятных времен. Род алоэ относится к семейству асфоделовых и насчитывает более 400 видов, но коммерческое значение имеют лишь немногие, например Aloe greatheadii var. Davyana (алоэ Грейтеда вар. Дэви), красное алоэ A. ferox, алоэ древовидное A. arborescens, известное нам как столетник, и, наконец, самый используемый вид — алоэ настоящее, Aloe vera, о котором и пойдет рассказ.
Дурная наследственность Аё
Валентина Ососкова
«…А явившись на твой зов в третий раз, чудовище заберет твое лицо — навечно!»
Наверное, если бы не крокодилья морда и ветвистые оленьи рога, Аё можно было бы назвать вполне симпатичным юношей..
Не все люди враги…
Мемуары
М.Б. Черненко
Фрагмент из мемуаров одного из создателей «Химии и жизни» М.Б.Черненко «Чужие и свои».
Родные пернаты